Дорога к участку в частной собственности

Ответы на вопросы в статье по теме: "Дорога к участку в частной собственности" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

Дороги в коттеджных поселках: что делать, если Вам перекрывают проезд?

В редакции по состоянию на 3 февраля 2019 г.

Общие дороги в коттеджных поселках – это один из самых проблемных вопросов в отношениях между собственниками земельных участков и управляющими компаниями поселков.

Почти во всех случаях, с которыми я встречался на практике, коттеджные поселки создавались на месте бывших полей из состава земель сельскохозяйственного назначения. Большой исходный земельный участок делился на участки под коттеджи и на участки под коммуникации и дороги в коттеджном поселке.

При этом земельные участки, выделенные под дороги в коттеджных поселках, оставались в собственности застройщика, управляющих компаний или их учредителей.

Со временем управляющие компании повышают взносы за пользование дорогами, а не согласных платить не впускают на территории поселков. Выскажу свое мнение о том, что можно сделать в таких ситуациях.

В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пунктом 11 ст. 1 ГрК РФ установлено, что красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

По смыслу приведенных норм земельные участки, отведенные под дороги в коттеджных поселках, не относятся к территориям общего пользования, поскольку они не ограничены в установленном порядке красными линиями.

Пунктом 6 ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем действующее законодательство не содержит положений, которые бы обязывали частных собственников земельных участков под дорогами в коттеджных поселках передавать эти участки в собственность муниципальных образований.

При таких условиях, когда земельные участки, выделенные под дороги в коттеджных поселках, остаются в частной собственности, вариантом обеспечения возможности пользования этими дорогами остается лишь установление сервитута.

Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В п. 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) разъяснено, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).

Как правило, исходные земельные участки межевались под коттеджные поселки таким образом, что на земельные участки, образованные для строительства коттеджей, можно попасть только через земельные участки, образованные под дороги. Более того, земельные участки под дороги в коттеджных поселках именно для этой цели и выделялись. Поэтому собственникам коттеджей обычно не составляет труда доказать необходимость установления сервитута.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

«Здесь вам не сервитут»: Верховный суд ограничил право прохода через чужие участки

Опубликованы официальные разъяснения применения сервитута, то есть режима пользования чужой землей. Доступ к соседнему участку должен оформляться через суд, за определенную плату, и не во всех случаях это возможно. В частности, граждане не имеют право прокладывать дороги и коммуникации через соседей, если есть другие варианты решения проблемы. При этом само право не вечно — оно может аннулироваться или меняться со временем. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов — подробнее.

В бытовом понимании хозяин не обязан никого пускать на свой участок — разве что представителей компетентных органов, да и то в отдельных случаях. На самом деле есть ряд исключений, которые имеют общее название «сервитут». Это право ограниченного пользования чужой соседней землей, чаще всего — для прохода или проезда к своему участку, подвоза стройматериалов, а также для прокладки электропроводки, труби их обслуживания. Сервитут устанавливается только через суд (в противном случае конфликта и нет — соседи просто договариваются), и он обязательно должен быть оформлен документально. Как и при получении права собственности, нужно делать запись в госкадастре. Почему это вообще нужно делать, Верховный суд подробно разъяснил на примерах из судебной практики. В жизни таких примеров гораздо больше. Типичная ситуация: в советское время вскладчину построили 2 дачных поселка друг за другом на одной дороге. Сменилось поколение собственников — и теперь они судятся за право въезда в общие ворота, рассказывает директор Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Наталья Шагайда.

Читайте так же:  Как получить налоговый вычет с зарплаты

ШАГАЙДА : Теперь все стали грамотные — оформляют землю в собственность. И первое товарищество просто-напросто перекрыло людям из второго товарищества проезд на дачные участки. А в Московской области 6 лет люди подали в суд, чтобы установить право проезда машин и прохода граждан из товарищества по дороге, которая была построена общими силами.

В разъяснениях Верховного суда такая ситуация однозначно трактуется в пользу «запертого» поселка только в одном случае — если дорога у них действительно одна. Фактически судьи постановили, что право сервитута не действует в тех ситуациях, когда у истца есть хоть какая-то возможность добраться до своего участка в обход. То же самое касается коммуникаций: воды, газа, электричества. Если можно проложить их, не затрагивая интересов соседей, то так и нужно делать. И неважно, сколько метров или даже километров занимает обходной путь, поясняет гендиректор компании «Геодевелопмент» Максим Лещев.

ЛЕЩЕВ : Собственник ставит шлагбаум и никого не пускает. Он имеет на это право, он собственник данного земельного участка. Он говорит: «Уважаемые жители, пользующиеся этой дорогой, ищите другие пути». И если они существуют, пусть даже за 3 — 5 километров, то у владельца этого поля есть полное право сказать всем, чтобы они пользовались ими. И сервитут здесь не установить. Частная собственность важнее, чем чье-то удобство.

Еще одна важная оговорка, адресованная нижестоящим судам, поясняет, что теперь нужно учитывать, зарегистрирован объект на участке или нет. ВС исходил из конкретного случая: мужчину обязали навечно предоставить проход через свою дачу некой фирме, построившей рядом целый склад. Такого быть не должно. Разрешения на строительство не было, и власти вряд ли бы его предоставили, если бы узнали, что единственный проход к нему будет пролегать через чей-то участок. Поэтому такой сервитут признан неправильным. Однако возможна зеркальная ситуация — когда «запирающий» участок не оформлен в собственность, и тут уже верховные судьи на стороне истцов. То есть разрешено устанавливать сервитут на участках соседей, которые не озаботились оформлением документов, если у запертой стороны все бумаги в порядке. Впрочем, тут важнее не формальности, а здравый смысл — проход на участок должен быть, а если его нет, то можно проходить по чужой земле, добавляет Максим Лещев.

ЛЕЩЕВ : Грубо говоря, суд менее пристрастен и с меньшей симпатией будет относиться к владельцам незарегистрированных домов, а к владельцам земельных участков будет относиться с уважением — прислушиваться к их позиции и мнению. Потому что не должно быть земельных участков, к которым нельзя подъехать.

Из пояснений Верховного суда также следует, что за доступ к чужому участку необходимо платить. Хозяин «запертой» земли компенсирует ущерб, нанесенный хозяину «запирающего» участка, например, в результате строительно-монтажных работ, а также несет ответственность за сохранность его имущества, если он вынужден пользоваться чужими воротами на регулярной основе. Еще одна немаловажная деталь — условия сервитута можно менять (по срокам, размеру оплаты) и вообще аннулировать. Как только у соседей меняются обстоятельства, например, расширяется участок или меняются границы, сторона, принужденная предоставить проход соседям, имеет право обратиться в суд и потребовать снятия с себя такого обременения.

Популярное

«Глобальное правительство» будет указывать, можно нашим спортсменам носить флаг или нет

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Эта ситуация в том числе дает понять, для кого цвета национального флага имеют хоть какое-то значение, а кому – где лучше живется, там и родина! Ситуация следующая: мы можем взять и начать строить какую-то собственную систему спортивных состязаний, что в нынешних условиях, на мой взгляд, практически невозможно. Это можно сделать, но потихоньку».

«Майданная власть смогла задавить общество»

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Прошло 6 лет гражданской войны, разных прочих удовольствий, я не помню, сам лично не считал, но буквально вчера или позавчера прочитал, что коммуналка на тысячу или на полторы тысячи процентов подорожала, какие-то сотни процентов газ и еще что-то. Я честно говоря, не предполагал, что так много».

«Польша – плацдарм против России»

ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Даладье и Чемберлен – нехорошие люди, но они руководили демократиями, а демократия, как известно, это здорово! Неважно, что она творит, но это – здорово! А вот авторитарные и тоталитарные государства – это ужасно! Ставим двоеточие, и мы находим там Третий рейх, Советский Союз и Мао Цзэдуна».

В некоторых российских регионах дороги общего пользования отдали в частную собственность

Что делать, если вас отрезали от внешнего мира, запретив пользоваться единственной дорогой? Этим вопросом всё чаще приходится задаваться сельским жителям, которые оказываются в полной изоляции по вине новых собственников земель. Те выкупают площади и переустраивают их по собственному усмотрению, в том числе блокируя проезд к домам. Так, что туда не доедут ни Скорая, ни пожарные.

Кирилл показывает самодельную водонапорную башню. Пожарные в его деревню все равно не приедут: дороги нет.

От дороги, которая еще прошлым летом вела в деревню Выползово, остались бетонные плиты, которые заканчиваются примерно через сто метров. И дальше, если пойдет хотя бы небольшой дождь, нужны резиновые сапоги. А за поворотом ямы еще больше, и там проедет разве что трактор.

Дом Кирилла, первый каменный в Выползово, построил прадед, а самой деревне больше шестисот лет. Подъезд сюда ограничен с трех сторон — лесом, болотом и речкой. Другой дороги, кроме как через бывший совхоз, и не было. Когда сельхозугодья в очередной раз перешли к новому хозяину, он уволил всех сотрудников, продал технику, уничтожил стадо, а потом стал разбирать дорогу. Жители пытались договориться.

Читайте так же:  Что делать с судебным приказом о взыскании алиментов

«Мы ему звонили. Поговорил на повышенных тонах, сказав, что нечего меня беспокоить по таким пустяковым вопросам и бросил трубку», — рассказывает жительница д.Выползово Елена Борисоглебская.

Елена достает увесистую пачку документов — обращения в Полицию, Прокуратуру, суд. В копии договора купли-продажи перечислено все имущество на территории фермы: коровники, склады, хранилища. Про бетонные плиты ни слова. Как единственная дорога в деревню, где живут больше ста человек, могла стать частной собственностью, загадка.

«Комитет по управлению имуществом Петушинского района даже не знал о том, что люди, оказывается, пользуются территорией этой фермы для проезда, поэтому сделка была совершена. Невнимательно подошли», — отмечает глава администрации Петушинского района Олег Котров.

Невнимательность за гранью. По закону дорога может перейти в частные руки только, если есть альтернативный проезд. Но даже в этом случае, местные власти должны внести в договор пункт о том, что пользоваться ею будут все. Подняли архивы, оказалось, в деревню Выползово по документам никогда и не было дороги. Чиновники в спешке пытаются исправить ошибки, начинают строить новую дорогу. Правда, не с того конца. Мол, участок, где раньше лежали бетонные плиты, все равно теперь не наш.

«Если мы сумеем отсудить данный участок, тогда мы будем иметь право вкладывать туда деньги и делать там дорогу», — говорит глава администрации Петушинского района Олег Котров.

«Мы зависим от погодных условий. И если у нас пройдут дожди, пока они будут ждать решения суда, я не знаю, как мы будем выбираться», — сетует жительница д.Выползово Елена Борисоглебская.

Дожди не заставили ждать. С рюкзаком Наталья отправляется в долгий путь до магазина. До ближайшей автобусной остановки 40 минут пешком, и полдороги, утопая в грязи.

«С такой дорогой приходится сталкиваться несколько раз в неделю. Магазин находится за 3,5 километра, много на себе не унесешь», — говорит жительница д.Выползово Наталья Васильева.

В Красноярском крае несколько семей тоже как на острове, почти со всех сторон забор с колючей проволокой. На месте бывшей дороги новый хозяин земли установил табличку «Проезд запрещен».

«Дорогу перепахал, засыпал ее землей, у него техника, нанимал и рабочих и все такое. В общем, засеял», — говорит жительница пос.Пимия Нина Пустовалова.

За забором оказалась не только дорога, но и трансформаторная будка. Жители боятся, что в любой момент останутся еще и без света. Глава местного сельсовета Виктор Коваленко разводит руками. По договору все верно, но подписывал он его почему-то не глядя.

«Приехал ко мне с этими бумагами, схемами, я две проверил первых, а он говорит: да эта старая, просто нужно их по-новому переделать, и я не смотря их подписал», — вспоминает глава Орешенского сельсовета Виктор Коваленко.

Когда договор будет аннулирован, неясно, кто будет дорогу восстанавливать. В местном бюджете денег нет. Заседание суда не раз откладывалось: с новыми владениями фермер расставаться, видимо, не хочет, присылает в суд справки о болезни. А те, кому он перекрыл дорогу, не могут дойти до аптеки. Геннадий Пустовалов после сложнейшей операции, он точно знает, что больше не имеет права болеть. Пока в поселок нет дороги, Скорая к нему не приедет.

«Три месяца, как он это загородил, я не могу выехать, вы можете себе представить? Ну, в тюрьме что ли?!» — говорит житель пос.Пимия Геннадий Пустовалов.

Как бороться с бездорожьем собственными силами

Многие считают, что строить дорогу к своему дому своими же силами — дурацкая затея. Другие уверены: ждать, что дорога появится сама по себе — дело еще более дурное. Тому, кто решил не ждать и заняться строительством дороги, придется, чтобы не остаться в дураках, вооружиться терпением и знанием законов.

Этим летом группа дачников из СНТ «Радость» проиграла дело в Троицком районном суде. История началась около десяти лет назад. Собственно, «Радость» появилась несколько раньше, но председатель товарищества Юрий Королев долгое время никого из владельцев участков не записывал в его члены. В 2004 году у «Радости» они наконец появились: сам Королев, его жена и друг. Спустя год эти три члена товарищества единогласно перевели все дороги на территории СНТ в свое личное владение. Оформив протокол собрания с тремя подписями, они отдали его в регистрационную службу как основание для оформления собственности. Остальные же 30 человек, владеющие участками на территории СНТ «Радость», в известность о решении собрания поставлены не были.

Следующие семь лет никто из жителей поселка не подозревал, что дорога стала частной. Но в 2011 году граждане решили ее заасфальтировать. Как это обычно бывает, собрали деньги и наняли бригаду. Тут-то и выяснилось, что дорога принадлежит председателю, и он запрещает делать с ней что-либо без своего согласия. Вся эта информация содержалась в письменном уведомлении. Шокированные садоводы сочинили ответное письмо, где потребовали передать дорогу в общее пользование, как это прописано в законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Но председатель оперативно перепродал все дороги вместе с несколькими участками третьим лицам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Весной 2013 года жители «Радости» в судебном порядке добились права стать членами СНТ. После этого товарищество вступило в процесс и заявило требование признать незаконной упомянутую продажу земель общего пользования третьим лицам, а также их оформление в частную собственность. «От вопроса, зачем эти третьи лица купили у Королева дорогу, во время судебного заседания они уходили,— рассказывает адвокат садоводов и управляющий партнер Содружества земельных юристов Денис Литвинов.— Однако в кулуарах совершенно четко заявляли, что рассчитывают на то, что владельцы прилежащих участков будут готовы у них ее купить или платить за использование. Суд отказал в удовлетворении исковых требований жителей, сославшись на то, что нахождение дороги в частной собственности их прав никак не нарушает, и поэтому они не имеют права оспаривать действия бывшего председателя. Хотя это абсурдно. Сейчас собственнику ничто не мешает установить шлагбаум и начать брать деньги за въезд. СНТ тоже подавало иск, но ему в нем отказали, сославшись на истечение трехлетнего срока давности».

Читайте так же:  Как открыть мини цех по производству колбасы

Истечение процессуальных сроков на оспаривание — один из главных козырей в суде у подобных захватчиков дорог. «В суде очень тяжело доказать, знал ты что-то или не знал, ведь кадастровые сведения сейчас открыты,— говорит руководитель центра развития недвижимости РУМБ Денис Владиславлев.— И очень много споров в судах проигрываются именно по причине коротких сроков по оспариванию решений органов местного самоуправления. Однако сегодня даже если дорога в составе какого-то земельного участка перешла в собственность человеку, через генплан можно обосновать ее публичное значение. В большинстве случаев речь будет идти не о частном сервитуте (праве ограниченного пользования), за который люди должны платить, а о публичном, который никаких затрат не должен доставлять». Таким образом, члены СНТ «Радость» все-таки имеют шанс добиться права как минимум беспрепятственно проезжать по частной дороге.

Во владении дорогой одним отдельно взятым гражданином нет ничего противоправного. Согласно федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц». Таким образом, по действующему законодательству, российский гражданин может не только быть собственником дороги, но даже построить ее самостоятельно.

Если земля частная, дело может существенно ускориться — но лишь в том случае, если удастся договориться с хозяином участка. «Если земля частная, надо договариваться с соседом об условиях: покупка, аренда или сервитут,— рассказывает Дмитрий Хаустов.— Один из этих вариантов выбирается в зависимости от ситуации и от того, что выгоднее по деньгам. Кому-то выгоднее платить аренду, кому-то спокойнее отдать один раз приличные деньги, но больше не думать об этой проблеме. Если договориться не получается, следует идти в суд. Суд устанавливает частный сервитут, но будет рассматривать и возможность альтернативных вариантов подъезда к участку». Иными словами, гражданину надо будет доказать, что никаким другим способом организовать дорогу он не может.

Частный сервитут — это подчиненность, возникающая между земельными участками. Если сервитут устанавливается, за использование соседнего участка надо платить. Если стороны не договариваются сами, суд определяет также размер платы, исходя из площади дороги и рыночных условий местности. Деньги выплачиваются на регулярной основе, размер выплат близок к арендной плате.

Как отмечает Дмитрий Хаустов, теоретически человек может сделать подъезд к любой дороге. Но, если речь идет о федеральной трассе или дороге местного значения, процесс будет более сложным. Необходимо будет получать множество согласований. Главная задача при этом — убедить все инстанции, что другого варианта, кроме как строить дорогу в том или ином конкретном месте, нет. Такая процедура может занять годы. «Местные власти будут давать разрешение на землеотвод, а само согласование будет проводиться с территориальным подразделением Росавтодора.— рассказывает Хаустов.— С ГИБДД также необходимо согласовать схему организации дорожного заезда и выезда. На выезде необходимо будет поставить дорожный знак».

В Московском областном БТИ «Деньгам» сообщили, что гражданин может построить дорогу и в рамках государственно-частного партнерства. В этом случае он выступает в качестве инвестора: муниципалитет берет на себя все процедуры, связанные с оформлением земли, а гражданин — подготовку проекта и строительные расходы. «Соответственно, даже если собственниками частные лица не становятся, они делают вклад в развитие инфраструктуры своей недвижимости и повышают тем самым ее рыночную стоимость»,— говорит Владимир Денисов. Дальнейшим обслуживанием и ремонтом дороги занимается уже муниципалитет.

Как отмечает генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая, нельзя сказать, что строительство дороги физическим лицом — повсеместная практика, но и редчайшим явлением это не назовешь. «Обычно строительством дорог занимаются состоятельные люди, так как это недешевое удовольствие, либо, например, члены СНТ, которые уже не могут ждать, пока местные власти отремонтируют их поселковую дорогу»,— говорит Литинецкая.

Подобную дорожную историю не первый год с интересом наблюдает наша коллега. Недалеко от ее СНТ некий господин купил землю и построил дом. Когда он попробовал устроить подъезд к своему владению через товарищество, члены СНТ предложили ему влиться в их дружный коллектив и платить ежегодные взносы на ремонт и обслуживание дороги. Господин гордо отказался. Федеральная трасса проходит в прямой видимости от его участка, и он проложил дорогу через поле, напрямую к шоссе, заасфальтировал ее и несколько дней наслаждался тем, как ловко он решил проблему. Но, поскольку господин не озаботился надлежащим оформлением своего проекта, вскоре на горизонте появился бульдозер и перекопал несанкционированный выезд на федеральную трассу.

И, надо сказать, человек еще легко отделался. Ведь, если гражданин, даже владея землей на законных основаниях, строит дорогу без разрешения, он вполне может быть привлечен к ответственности. «Гражданским кодексом РФ строительство без разрешения трактуется как отношения по поводу самовольной постройки (ст. 222),— рассказывает Владимир Денисов.— Виновник должен привести земельный участок в первоначальное положение и возместить причиненные убытки».

По словам Дениса Владиславлева, в таком случае муниципалитет будет иметь все основания обратиться в суд с тем, чтобы снести объект строительства. А нарушитель должен будет компенсировать затраты на снос. «Что касается штрафов, они сегодня минимальные: например, за незаконное использование участка — в районе тысячи рублей,— говорит Владиславлев.— Насколько мне известно, эту проблему собираются решать — увеличивать штрафы за незаконное землепользование. А вот если человек вырубил деревья, за них предусматриваются более ощутимые санкции, вплоть до уголовной ответственности, если площадь вырубки велика». Кроме того, самовольной постройкой признается строительство на земельном участке, предназначенном для других целей. В таком случае самовольному дорожному строителю может быть предъявлено еще и обвинение в земельном правонарушении. В результате человек может быть принудительно лишен прав на участок, который использует не по назначению.

Читайте так же:  Налог на имущество на квартиру в ипотеке

Постройка дороги к земельному участку (ИЖС)

Опции темы
Поиск по теме

Постройка дороги к земельному участку (ИЖС)

Всем привет! Предыстория: человек (в дальнейшем Продавец) купил большой земельный участок, провел межевание, разделив его на несколько мелких, сформировав из них участки под застройку для коттеджей и дороги. Люди купили их (в дальнейшем Покупатели), начали строиться. При продаже, Продавец обещал основать УК (Управляющую Компанию), которая будет заниматься дорогами, построит их и будет содержать, к сожалению, документально это обещание не зафиксировано, УК основана, но совершенно не горит желанием делать что-либо. Градостроительный план есть, дороги на него нанесены, сформированы улицы и им выданы названия.

Некоторая часть Покупателей теперь хотят самостоятельно обустроить дороги, заплатив за это свои деньги, ибо стройка стоит, к участку подъехать проблематично. Тут же появились некоторая часть Покупателей, кто не участвовал ни финансово, ни физически в постройке дороги и съезда с трассы, начав пользоваться построенной дорогой, что вызвало неудовольствие тех, кто строил дороги, ибо они работали, тратились, а эти пришли на все готовое.

Продавец готов передать в собственность земельный участок отведенный под дороги, на котором есть построенные дороги тем, кто дороги построил, уверяя, что в таком случае на этой дороге можно будет поставить шлагбаум и не пускать транспорт тех, кто дорогу не строил.

Таким образом, есть часть Покупателей, кто не строил и не сдавал деньги на постройку дорог и не будет иметь доступа к своим участкам, хотя изначально они планировали ездить по дорогам, которые были обещаны Продавцом.

Как этот момент законодательно отрегулирован? Можно ли смело перегородить единственный проезд тем, кто не участвовал в его облагораживании?

К примеру, открываем на публичной карте участки:

55:20:191201:897, 55:20:191201:897, 55:20:191201:857, 55:20:191201:882 Проезд начинается от них, и идет к участкам: 55:20:191201:879 и 55:20:191201:880.

Могут ли участки 55:20:191201:897, 55:20:191201:897, 55:20:191201:857, 55:20:191201:882 перегородить ее шлагбаумами или воротами, заблокировав проезд для участков 55:20:191201:879 и 55:20:191201:880, если они откажутся участвовать в постройке, на законных основаниях?

Правила определения границ придомовой территории или через сколько метров от частного дома можно поставить границу участка?

Многих владельцев частных домов интересуют вопросы, связанные с придомовой территорией.

Нужно ли за ней ухаживать, как и для чего можно ее использовать и где ее границы?

Сколько метров придомовой территории в частном секторе? Все это рассмотрим ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Основные понятия

Придомовая территория — это земельный участок, который граничит со зданием и используется владельцем здания для удовлетворения своих нужд.

В законодательстве РФ нет точного определения придомовой территории частного дома. Обычно под ней понимается часть земли около двора владельца дома, необходимая ему для обслуживания своего участка.

В основном владельцы частных домов полностью огораживают свой участок забором. Ошибочно полагать, что у территории за забором нет хозяина. Эта земля принадлежит муниципалитету. Для того, чтобы получить права использовать эту землю в своих интересах либо распоряжаться ею, собственник частного дома должен обосновать свой сервитут.

Все правовые моменты регулируются Конституцией РФ, Гражданским Кодексом, Земельным Кодексом, Законом «О государственном кадастре недвижимости», кадастровыми и техническими документами на землю.

Процедура обозначения границ

Чтобы определить четкие границы придомовой территории частного дома, в первую очередь загляните в кадастровый паспорт земельного участка. После проведения приватизации в нем должны быть отмечены не только границы самого частного владения, но и придомового участка, который к нему относится.

Для жителей частного сектора нет точного количества метров, которые может занимать придомовая территория. В каждом конкретном случае размеры придомовой территории частного дома могут отличаться. Чтобы определиться с границами территории, которая относится именно к вашему частному дому, нужно учесть следующие моменты:

  • начертить план-схему участка и указать на ней все объекты, необходимые для пользования частным домом.
  • Отметить на вашей план-схеме муниципальную часть земли, которая прилегает к вашей собственности.
  • Согласовать все спорные моменты с владельцами соседних участков, претендующих на использование этой территории.
  • Предоставить в Уполномоченные государственные органы документы для установления прав пользования и владения придомовой территорией.
  • Далее мы поговорим о том, что можно считать придомовой территорией, сколько метров от частного дома?

    Стандарты и нормы придомовой территории частного дома — сколько метров от дома?

    Никаких конкретных стандартов и норм одинаковых для всех домовладельцев законодательством РФ не предусмотрено. Каждый регион вправе самостоятельно определять для себя основные нормативы, действующие для придомовой территории.

    Сколько метров от дома считается придомовая территория частного дома? В большинстве случаев придомовая территория частного дома занимает примерно 1,5 — 2 метра от забора.

    Рассмотрим основные обязанности собственников частного жилья по отношению к земле за своим забором. Вне зависимости от того, являетесь ли вы собственником или арендатором такой территории или нет, муниципальные власти возлагают на вас следующие обязанности:

  • регулярная уборка участка за вашим забором от мусора ( в осенний период — от листьев, в зимний — от снега);
  • обеспечение сохранности подземных коммуникаций;
  • обеспечение беспрепятственного доступа различных аварийных служб — пожарных, скорой помощи, аварийных водоканала и газа.
  • Вариантов использования придомовой территории множество: можно организовать красивый газон, обустроить удобный въезд для автомобиля или установить качели для детей. Однако существуют и некоторые ограничения в использовании такого участка. Муниципалитет запрещает:

    • устанавливать столбы, знаки, ограды и другие строения без разрешения;
    • жечь мусор;
    • захламлять строительными материалами и другими предметами.

    Межевание — это комплекс работ, направленный на установление точных границ земельного участка и дальнейшее юридическое оформление результатов этих работ. Межевание придомовой территории проводится в следующих случаях:

    • для выкупа участка у администрации и оформления его в собственность;
    • для оформления аренды на участок;
    • при возникновении спорных вопросов между соседями.
    Читайте так же:  Как установить горку на детской площадке

    Процедура межевания включает в себя следующие этапы:
    1. согласовать со всеми заинтересованными собственниками границы участка. Такое соглашение лучше оформить в письменном виде, так как в процессе межевания кто-либо из соседей может поменять свое мнение.
    2. Для обсуждения и принятия общего решения должно быть проведено собрание. Каждый участник должен быть уведомлен о его месте и времени проведения за 30 дней до самого собрания.
    3. При отсутствии одного из участников, который имел информацию о собрании, межевание будет считаться согласованным.
    4. Непосредственно межевание осуществляется специалистами до проведения собрания.

    Если нет никаких законных оснований для отказа, владелец частного дома может стать собственником или арендатором своей придомовой территории. Для этого нужно собрать необходимые документы и обратиться в местную администрацию. Нельзя забывать и о том, что поддержание чистоты и порядка за забором является вашей обязанностью.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Частные дороги в коттеджном поселке

    Эта петиция собрала 26 подписантов

    Во всех «коттеждных поселках» дороги находятся в частной собственности, в нурушении ст. 85 земельного кодекса РФ, где сказано, что Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

    Но недобросовестные граждане приобретают большие земльные участки (чаще селькохозяйственного назначения) и переводят их под ИЖЗ, при это участок занятый улицами и дорогами остается в их собственности. При согласования плана поселка, местная администрация не принимает во внимание вышеуказанный закон либо согласовывает так что улицы и дороги это простой земельный участок ИЖС. И после продажи земельных участка, продавец начинает взымать плату за проезд по дорогам и (или) за их содержание, по тарифам установленным им самим, в нарушении п.1. главы 31 земельного налога РФ установленного в качестве местного налога, а согласно ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за счет местного бюджета выполняется содержание дорог в поселке.

    (т.е. жители за дороги платят дважды сначало налог, потом собственнику дорог).

    1. внести изменения в ст. 85 земельного кодекса РФ, о том чтобы земельные участки общего пользования не только не подлежали приватизации, но и при переводе из земель другого назначения передавались в муниципальную собственность, а в противном случае проект межевания территории не согласовывался;

    2. внести изменения в ст. 49 земельного кодекса РФ (Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд), чтобы появилась возможность: изъятие земельных участков занятых улицами и дорогами местного, находящихся в частной собственности, а также земельных участков предназначенных для массового прохода и проезда людей к своим земельным участкам, образованных в результате массового освоения территории, раздела большого земельного участка на более мелкие, и (либо) переведенных ранее в ходе массовой застройки (освоение территории) из земель другого назначения, на безвозмездной основе, так как застройщик (продавец) при продаже индивидуальных земельных участков уже заработал, а также вовремя продаже указывал пути подъезда к земельному участку, но не сообщал о том, что этот земельный участок (дорога) находится в его частной собственности;

    3. внести изменения в ст. 23 земельного кодекса РФ Право ограниченного пользования чужим земельным участком, в части наложения публичного сервитута для прохода или проезда через чужой земельный участок,предназначенного для массового прохода и проезда людей к своим земельным участкам, образованного в результата массового освоения территории, раздела большого земельного участка на более мелкие, и (либо) переведенных ранее в ходе массовой застройки (освоение территории) из земель другого назначения. При этом сервитут должен носить бесплатный (безвозмездной) характер пользования чужим участком.

    можно ли купить дорогу общего пользования?

    Уважаемая Марина! Земельный кодекс РФ разрешает гражданам иметь в собственности земельные учаски. К сожалению бывает и так, когда на земельном участке, приобретённом в частную собственность, оказывается какая-либо дорога общего пользования. В соответствии со ст.274 ГК РФ Вы, как собственник дачного участка, вправе требовать от собственника соседнего земельного участка (просёлочной дороги) предоставления права ограниченного пользования просёлочной дорогой (сервитут). Сервитут устанавливается по соглашению между собственниками соседних участков для нужд проезда и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка, обременённого сервитутом, вправе установить соразмерную плату за пользование участком, которая устанавливается в соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утв.Росземкадастром от 17.03.2004 г.

    Удачи и примите правильное решение. Сергей. Мой ответ — ваш отзыв.

    Здравствуйте Марина! К сожалению действия Вашего соседа законны, конечно при условии, что все оформленно надлежащим образом. Но в любом случае, что бы брать плату за проезд по частной территории, необходимы основания. Как правило такие платные проезды устанавливаются в отдельных местах (паром, платный пляж и т.д) в этих случаях владельци участка несут определенные убытки и компенсируют их сбором платы за проезд. Но если речи идет о единственной дороге к дачноми поселку, и другого проезда нет. Вы можете подать на него в суд и добиться признание аренды не действительной.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Действия соседа не правомерны. Если у него оформлен надлежащим образом сервитут, то он должен был этот момент согласовать с Вами, чего Вам, как я поняла, не было предложено.

    Дорога к участку в частной собственности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here