Количество граждан российской федерации

Ответы на вопросы в статье по теме: "Количество граждан российской федерации" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Население России на 2019 год

Росстат рассказал, каким по численности будет население России в 2019 году, сколько составляет приблизительный прирост за прошедший год, а также, в каких регионах страны число жителей растет, а в каких наоборот, убавляется.

Последние годы динамика численности населения в разных регионах России не демонстрировала стремительного роста. Пиковое значение данного параметра было зафиксировано в 1993 году, когда на территории РФ проживало 148 600 000 человек. А уже на момент последней официальной переписи населения, проходившей в 2010 году, количество россиян сократилось до 143 млн. чел.

Последний демографический подъем

Последний «демографический взрыв» был зафиксирован в период с 2010 по 2015 годы. Согласно статистическим данным за пятилетку количество россиян выросло на 5 миллионов человек. Так, по некоторым данным, в 2015 году нас было уже 146,4 млн.

Такой прирост был обусловлен несколькими факторами:

  • введением ряда государственных программ в поддержку молодых семей;
  • стабильным экономическим положением в стране;
  • активной миграцией;
  • увеличением средней продолжительности жизни.

Но, уже в 2016 году, демографы отметили резкое снижение показателя прироста населения, что в первую очередь обусловлено процессом старения нации и увеличением разницы между показателями смертности и рождаемости.

Численность населения России на 2018 год

Прежде чем прогнозировать демографические процессы, которые возможны на 2019 год, стоит оценить, каким будет население России на начало календарного года. Согласно данным статистики пирамида численности населения будет иметь такой вид.

Как видно из графика, больше всего в России мужчин и женщин, возрастом от 30 до 34 лет. В большинстве стран основным репродуктивным возрастом для женщины считается период с 20 до 29 лет, а по графику мы видим, что таковых всего 2,3% (с 20 до 24) и 3,3% (с 25 до 29 лет). Если учесть, что далеко не все современные женщины спешат стать мамой до 30 лет, и уж тем более заводить второго или третьего малыша, очевидно, что стремительного роста количества жителей, по крайней мере, за счет увеличения рождаемости, ожидать не стоит.

Также во многих регионах страны наблюдается стремительный отток молодежи в города. Можно утверждать с высокой степенью вероятности, что и в 2019 году численность городского населения России будет расти, ведь в уходящем году мы имели такие данные по 15 самым большим мегаполисам страны.

Конечно, это официальные данные, которые могут несколько отличаться от реальной картины, ведь помимо граждан РФ и лиц, имеющих вид на жительство, есть еще и категория людей, пребывающих на территории страны не вполне законно или ожидающих получения статуса беженцев. Так, по некоторым данным, только в столице постоянно проживают 12 630 300 человек (данные на 01.01.19).

Данные 1 января 2019 года

Впервые за последнее десятилетие Росстат заявил о снижении численности населения России. Хотя численность уменьшилась не очень существенно, сам факт вынуждает руководство обратить особое внимание на демографическую ситуацию в стране.

В документе, опубликованном 23.01.19 на сайте Росстата, указаны такие официальные цифры:

Федеральный закон от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 27 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 января 2002 года

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.

Статья 1. Всероссийская перепись населения и основные принципы ее проведения

1. Всероссийская перепись населения (далее также — перепись населения) представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений.

2. Всероссийская перепись населения проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища.

3. Сведения, полученные в ходе Всероссийской переписи населения, не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, затруднения реализации его прав и свобод.

4. Участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина.

Статья 2. Правовая основа Всероссийской переписи населения

Правовой основой Всероссийской переписи населения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Периодичность проведения, срок проведения и дата Всероссийской переписи населения

1. Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет.

2. Срок проведения Всероссийской переписи населения представляет собой период, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении. Дата Всероссийской переписи населения представляет собой момент (год, месяц, день и час), на который осуществляются сбор сведений о населении и его учет.

3. Срок проведения и дата Всероссийской переписи населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, подлежащие Всероссийской переписи населения

1. Всероссийской переписи населения подлежат:

1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

2) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации.

2. Всероссийской переписи населения не подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Организация проведения Всероссийской переписи населения

1. В целях проведения Всероссийской переписи населения Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями определяет:

1) федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения и ее методологическое обеспечение (далее — федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения);

Читайте так же:  Через сколько делать то на новой машине

2) федеральные органы исполнительной власти, ответственные за:

организацию и методическое обеспечение работ по изготовлению картографических материалов (схематические планы городских и сельских поселений, карты административных районов), необходимых для проведения Всероссийской переписи населения;

проведение переписи отдельных категорий населения;

обеспечение безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, сохранности переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения;

3) особенности организации и проведения переписи населения на отдельных территориях Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, при осуществлении своих полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Координация деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть возложена на специальный орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в осуществлении его полномочий:

1) уточняют перечень и границы муниципальных образований, обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей с названиями улиц, номерами домов и квартир;

2) предоставляют необходимые картографические материалы;

3) предоставляют помещения, оборудованные средствами связи и пригодные для работы лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения, транспортные средства, средства связи, а также необходимые сведения и материалы.

4. Органы местного самоуправления оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении.

Статья 6. Сведения о населении и порядок их сбора

1. Сведения о населении могут содержать следующие данные о лицах, подлежащих Всероссийской переписи населения:

возраст (дата рождения);

гражданство (состояние в гражданстве, наличие двойного гражданства, наименование государства или государств, гражданином которых является опрашиваемое лицо);

владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки);

образование общее (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное);

состояние в браке;

родственные отношения с проживающими совместно лицами;

место рождения (наименование государства, субъекта Российской Федерации);

место жительства и (или) место пребывания (наименование государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, городского, сельского поселения);

жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения);

источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию);

занятость (наличие работы или иного занятия, являющихся источниками средств к существованию, либо их отсутствие).

О лицах, временно находящихся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется сбор сведений, касающихся цели их приезда в Российскую Федерацию.

2. Сбор сведений о населении, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, а равно принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе указанные сведения не допускается.

3. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица. Сбор указанных сведений также может осуществляться либо с использованием средств связи, либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

4. Опрос населения осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, опрос населения может осуществляться на государственном языке соответствующей республики. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов опрос населения может осуществляться на языке соответствующего коренного малочисленного народа. В случае, если опрашиваемое лицо не владеет языком, на котором осуществляется опрос, ему обеспечивается право на пользование услугами переводчика.

5. Переписные листы заполняются лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, на русском языке со слов опрашиваемых.

Статья 7. Переписные листы и иные документы Всероссийской переписи населения

1. Переписной лист представляет собой документ установленного образца, содержащий полученные в ходе проведения Всероссийской переписи населения сведения о лицах, находящихся на дату ее проведения на территории Российской Федерации.

2. Бланки переписных листов содержат вопросы к опрашиваемым лицам в целях получения сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Формы бланков переписных листов утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Переписные листы и иные документы Всероссийской переписи населения, содержащие сведения о населении, имеют защиту, степень которой определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Порядок хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Гарантии защиты сведений о населении, содержащихся в переписных листах

1. Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов.

2. Обработка сведений о населении, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.

3. Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, а также иные лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имеют доступ к сведениям о населении, содержащимся в переписных листах, и допустили утрату или разглашение этих сведений либо фальсифицировали эти сведения или содействовали их фальсификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность не разглашать конфиденциальную информацию о населении, полученную в ходе проведения переписи населения, должна предусматриваться трудовыми договорами, заключенными с гражданами, привлеченными к работе по проведению переписи населения, а в отношении должностных лиц — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 9. Лица, осуществляющие сбор сведений о населении, и оплата их труда

1. К работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.

Читайте так же:  Какой штраф за мат в общественном месте

2. Организация обучения и условия оплаты труда лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Подведение итогов Всероссийской переписи населения и их опубликование

1. Подведение итогов Всероссийской переписи населения осуществляется в порядке и в срок, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Итоги Всероссийской переписи населения являются доступными каждому и подлежат официальному опубликованию.

Статья 11. Источники финансирования Всероссийской переписи населения

1. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения, подведением и опубликованием ее итогов, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах средств, передаваемых соответственно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Правительством Российской Федерации определяется порядок передачи бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам средств из федерального бюджета для финансирования расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Опубликовано в «Российской газете» от 29 января 2002 г., No 17 (2885).

Вот какие мы — россияне

Видео: Россия 24

Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки переписных листов.

1. Численность и размещение населения

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек.

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. — 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. — 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах — на 1,1 млн. человек, в сельской местности — на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. — 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа.

Размещение сельского населения характеризуется следующими данными:

За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения сельских населенных пунктов в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.

2. Размещение населения по территории Российской Федерации

Численность населения по федеральным округам изменилась следующим образом:

3. Возрастно-половой состав

По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. — с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.

Видео (кликните для воспроизведения).

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. — 37,7 лет).

Возрастно-половая пирамида наглядно иллюстрирует произошедшие изменения в межпереписной период.

4. Состояние в браке, рождаемость

Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. — 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. — 3,3 миллиона, или 9,7%).

Брачная структура населения в возрасте 16 лет и более характеризуется следующими данными:

Кроме того, 1,8 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек — в незарегистрированном (в 2002 г., соответственно, 3,7 тыс. человек и 2,2 тыс. человек).

По данным переписи 2010 г. рождаемость у женщин в возрасте 15 лет и более, проживающих в частных домохозяйствах, характеризуется следующими данными:

Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. — 1350), а в селе — 1876 (в 2002 г. — 1993).

Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет — 54%, в возрасте 25-29 лет — 19%, в возрасте 30-34 лет — 5,3%, в возрасте 35 лет и более — 1,9% женщин.

5. Число и состав домохозяйств

В 2010 г. было зафиксировано 54,6 млн. частных домохозяйств 3 , в которых проживало 141,0 млн. человек, или 99% всего населения России. По размеру частные домохозяйства (далее — домохозяйства) распределяются следующим образом:

Читайте так же:  Как создать комиссию по трудовым спорам

Средний размер домохозяйства (среднее число членов домохозяйства) в России уменьшился и составил 2,6 человека (в 2002 г. — 2,7 человека). Невысокий средний размер домохозяйства в целом по России обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих из одного и двух человек, такие домохозяйства составляют более половины всех частных домохозяйств.

Среди домохозяйств, состоящих из двух и более человек, 17,9 млн. домохозяйств (44%) имеют детей моложе 18 лет (в 2002 г. домохозяйства, имеющие детей моложе 18 лет, составляли 52%). В межпереписной период увеличилось на 15% число домохозяйств, не имеющих детей до 18 лет.

В составе домохозяйств как в городе, так и в селе по-прежнему преобладают домохозяйства с 1 ребенком.

В коллективных домохозяйствах (это лица, проживающие в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стационарных учреждениях социального обслуживания, казармах, местах лишения свободы, монастырях и тому подобных специализированных учреждениях) учтено 1,8 млн. человек, а в 2002 г. — 2,3 млн. человек. При переписи 2010 г. было зафиксировано 34 тыс. домохозяйств бездомных (в 2002 г. — 68 тыс.), в которые входят почти 64 тыс. человек (в 2002 г. — 143 тыс. человек).

6. Национальный состав, владение языками, гражданство

В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. — 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.

Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется следующими данными4:

Из общего числа частных домохозяйств, состоящих из 2 и более человек, 84% домохозяйств являются мононациональными, где все члены домохозяйства принадлежат к одной национальности.

В 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. — 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения — 37 млн. человек (98,7%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.

Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек — лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.

Изменение гражданства населения России за межпереписной период видно из следующих данных:

7. Уровень образования населения

При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).

Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая:

Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста 5 — 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. — 369 тыс. человек).

В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук — 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук — лица старше трудоспособного возраста (51%).

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. — 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% — это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. — 67%).

8. Источники средств к существованию

В 2010 г. 103,6 млн. человек имели один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.

Виды источников средств к существованию и численность населения, назвавшего их и основной источник, характеризуются следующими данными:

9. Экономическая активность населения

Изменение экономической активности населения в возрасте 15-64 лет, проживающего в частных домохозяйствах, в межпереписной период характеризуется следующими данными:

Экономическая активность населения выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).

Численность экономически неактивного населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих и не ищущих работу) сократилась на 18%, а их доля среди населения частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.

В 2010 году из 109 млн. человек в возрасте 15-72 лет, проживающих в частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) — экономически неактивными и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую активность.

Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляют занятые в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, — это молодежь в возрасте 15-29 лет.

Читайте так же:  Не согласен с нарушением пдд что делать

В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.

Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15-72 лет абсолютное большинство — 61,6 млн. человек (94%) — являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность наемных работников увеличилась на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. — 923 тыс. человек).

1 Источник: United Nations, Population and Vital Statistics Report, 2011, last Updated 8 November 2011.

Данные по Китаю, Индии, США, Индонезии приведены по переписям раунда 2010 г., по остальным странам — по среднегодовой оценке на 2009 — 2010 гг.

2 Население моложе трудоспособного возраста — дети и подростки в возрасте до 16 лет; в трудоспособном возрасте — мужчины 16-59 лет, женщины — 16-54 года; старше трудоспособного возраста — мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более.

3 Частные домохозяйства — это домохозяйства, проживающие в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах, общежитиях, гостиницах, традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах и т.п.) и других помещениях, приспособленных для жилья.

4 Национальности перечислены в порядке убывания численности населения по 2010 г.

5 При переписи лица, получившие высшее образование в советский период, учитывались как специалисты.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года

1. Численность населения

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек.

По сравнению с переписью населения 1989 г. численность населения сократилась на 1,8 млн. человек, в том числе проживающих в городских поселениях — на 1,6 млн. человек, в сельской местности — на 0,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей сохранилось на уровне 1989 г. — 73 и 27 процентов соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

В городах проживает более 90% городского населения, остальное городское население живет в поселках городского типа.

В Российской Федерации преобладают малые города с числом жителейдо 50 тыс. человек (768, или 70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан. Среднее число жителей, приходящееся на один такой город, составляет 22 тыс. человек.

Более трети горожан проживает в 13 крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.

Размещение сельского населения характеризуется следующими данными:

Половина сельских жителей проживает в больших и крупных сельских населенных пунктах с числом жителей 1 тыс. и более.

2. Возрастно-половой состав

По данным переписи населения 2002 г. численность женщин значительно превышает численность мужчин. На 1000 мужчин в 2002 г. приходилось 1147 женщин, в 1989 г. — 1140. Преобладание численности женщин надчисленностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста.

По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 лет. У мужчин соответственно — на 3,6 года и 34,1 лет, у женщин — на 4,6 года и 39,8 лет.

Возрастная структура населения изменилась следующим образом:

3. Состояние в браке

Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1989 г. — 36 млн.). Изобщего числа супружеских пар 3 млн. (10%) состояли в незарегистриро-ванном браке.

Брачная структура населения в возрасте 16 лет и более характеризуется следующими данными:

В ходе опроса 4,2 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них почти половина (2,3 тыс.) — в незарегистрированном.

4. Число и состав домохозяйств

Впервые после переписи 1897 г. за учетную единицу переписи была принята не семья, а домохозяйство. В отличие от семьи, домохозяйство может включать неродственников и состоять из одного человека.

Переписью 2002 г. было учтено почти 53 миллиона частных домохозяйств 2 , в которых проживает 142,7 млн. человек, или 98% всего населения России. По размеру частные домохозяйства распределяются следующим образом:

Среди домохозяйств, состоящих из одного человека, почти 60% (7 млн.) — это домохозяйства пенсионеров, половина из которых в возрасте старше 70 лет.

Среди частных домохозяйств, состоящих из 2 и более человек, 21,3 млн. домохозяйств (52%) имеют детей моложе 18 лет (в 1989 г.1 семьи, имеющие детей моложе 18 лет, составляли 61%). Распределение домохозяйств по числу детей моложе 18 лет следующее:

При переписи населения также учтено 2,3 млн. человек, проживающих в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах-интернатах для инвалидов и престарелых, больницах для лиц с хроническими заболеваниями, монастырях, казармах, местах лишения свободы и тому подобных учреждениях.

5. Национальный состав, владение языками, гражданство

Национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых.

Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется следующими данными 3 :

Из общей численности населения владеют государственным языком страны — русским — 142,6 млн. человек (98%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский язык (6,9 млн. человек, или 4,8%), татарский (5,3 млн. человек, или 3,7%), немецкий (2,9 млн. человек, или 2,0%), украинский (1,8 млн. человек, или 1,2%), башкирский (1,4 млн. человек, или 1%), и почти одинаковое число людей назвали владение чеченским и чувашским языками (по 1,3 млн. человек, или по 1%).

Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн. человек (98% всех жителей страны); 1,0 млн. человек имели гражданство других государств и 0,4 млн. человек — лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 44 тыс. человек имели двойное гражданство.

Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в России, подавляющая часть — это граждане государств-участников СНГ (906 тыс. человек,или 88% всех иностранцев), из них наиболее многочисленны граждане Украины (230 тыс. человек), Азербайджана (155 тыс. человек) и Армении (137 тыс.человек).

Читайте так же:  Юридическая сила электронного документа

6. Уровень образования населения

При переписи населения 2002 г. учтено 109,4 млн. человек в возрасте 15лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 18,3 млн. человек, или на 20%.

Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая 1 :

Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более 71,4 млн. человек (59%) имеют профессиональное образование (высшее, среднее и начальное).

Число лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру) составило 0,4 млн. человек.

Доля женщин, имеющих высшее образование, превысила долю мужчин.

Уменьшилась доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 1,9% в 1989 г. до 0,5% в 2002 г. Среди неграмотного населения 67% — это лица в возрасте 60 лет и более.

Дошкольным обучением охвачено 3,1 млн. детей в возрасте 3 — 6 лет (или 60% от общего числа детей этого возраста), из них в городских поселениях — 2,4 млн. детей (70%), в селе — 0,7 млн. детей (40%).

Среди детей и подростков в возрасте 7 — 15 лет 277 тысяч (1,6%) не посещали образовательные или дошкольные учреждения.

7. Источники средствк существованию

В 2002 г. 28% населения имело более одного вида источника средств к существованию (26% имело два вида источника, 1,5% — три вида источника и 0,04% — четыре и более).

Виды источников средств к существованию и численность населения, назвавшая их, следующие:

Свыше 62 млн. жителей страны (43%) назвали источником средств к существованию доход от трудовой деятельности (в 1989 г. — 77 млн. человек,или 52%). У более 48 млн. человек этот доход был единственным источником средств к существованию.

8. Занятость населения

При переписи населения 2002 г. изучалась занятость населения в возрасте 15 лет и более за неделю до начала переписи (текущая занятость).

Изменение численности и возрастной структуры занятого населения характеризуется следующими данными 5 :

Среди занятого населения 95% — это лица в трудоспособном возрасте.

Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15 лет и более 58 млн.человек (95%) являлись работающими по найму, почти 1 млн. занятых (1,5%) — работодатели, привлекающие для осуществления своей деятельности наемных работников, и около 2 млн. человек (3%) являлись индивидуальными предпринимателями.

9. Другие категории населения, учтенные при Всероссийской переписи населения 2002 года

При переписи было учтено 107 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся по долгу службы на дату переписи за рубежом (включая членових домохозяйств), из них мужчин 67 тыс. человек (63%) и 40 тыс. женщин(37%). Большая часть этой категории населения — 84 тыс. человек (79%) — в трудоспособном возрасте.

Кроме того, при переписи было учтено 239 тыс. человек, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. Из них 65% (156 тыс. человек) указали, что они приехали в Россию на работу, 11% — на отдых, лечение или в качестве туристов, 6% находятся в служебной или деловой поездке, 1% — мигранты, транзитом следующие через Россию, и около 17% лиц указали другие цели приезда в Россию или не указали ее.

В 2004 году итоги Всероссийской переписи населения 2002 года будут размещены на специальном Интернет-сайте, а также опубликованы в виде печатных изданий и на компакт-дисках по следующим темам:

  • Том 1. Численность и размещение населения,
  • Том 2. Возрастно-половой состав и состояние в браке,
  • Том 3. Образование,
  • Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство,
  • Том 5. Источники средств к существованию,
  • Том 6. Число и состав домохозяйств,
  • Том 7. Экономически активное и экономически неактивное население,
  • Том 8. Занятое население по видам экономической деятельности,
  • Том 9. Занятия населения,
  • Том 10. Продолжительность проживания населения в месте постоянного жительства,
  • Том 11. Жилищные условия населения,
  • Том 12. Рождаемость,
  • Том 13. Основные итоги,
  • Том 14. Коренные малочисленные народы Российской Федерации.

1 Здесь и далее в случаях, когда понятия семья и домохозяйство сопоставимы, данные 2002 г. приводятся в сравнении с данными 1989 г.

2 Частные домохозяйства — это домохозяйства, проживающие в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах, общежитиях, гостиницах, традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах и т.п.) и других помещениях, приспособленных для жилья.

3 Национальности перечислены в порядке убывания численности населения по 2002 г.

4 В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» изменились ранее употреблявшиеся названия уровней образования и появились новые уровни. При сопоставлении данных переписей 1989 и 2002 гг. следует иметь в виду: ранее из высшего образования не выделялось послевузовское образование, высшему профессиональному образованию соответствует высшее, среднему профессиональному — среднее специальное, основному общему — неполное среднее, начальному общему — начальное образование. Численность лиц с начальным профессиональным образованием получена как сумма лиц, окончивших профессионально-технические училища на базе среднего (полного) общего и основного общего образования.

Видео (кликните для воспроизведения).

5 При сравнении данных 2002 г. с 1989 г. следует иметь в виду методологические изменения в учете занятого населения. При переписи населения 1989 г. изучалась текущая ичастично обычная занятость, в связи с этим в численность занятого населения включались не работавшие на дату переписи сезонные работники и лица, уволившиеся с работы за три недели и менее до начала переписи в связи с переменой места работы. Кроме того, военнослужащие по призыву учитывались при переписи 1989 г. по прежнему (до призыва) своему экономическому положению; при переписи 2002 г. все военнослужащие учтены в соответствии с международными рекомендациями в численности занятого населения.

Количество граждан российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here