Конституция каждый имеет право на жилье

Ответы на вопросы в статье по теме: "Конституция каждый имеет право на жилье" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституция каждый имеет право на жилье

1. Каждый имеет право на жилище. никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. В соответствии с общепринятой терминологией, основанной на правовых позициях, сформулированных еще в советское время (например, в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР), жилищем признается помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей.

Представляется, что комментируемая статья находится в системной связи со статьей 25 Конституции Республики Марий Эл. Но если статья 25 гарантирует право на неприкосновенность жилища, относящееся к личным правам и свободам (безопасное и комфортное проживание с гарантированием от незаконного вторжения других, в том числе должностных лиц), то статья 40 — конституционное право на жилище, относящееся к социальным правам гражданина (гарантированное право быть обеспеченным постоянным жильем). Кроме этого, конституционное право на жилище означает юридически закрепленную возможность пользования имеющимся жилым помещением, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья.

Часть 1 статьи 40 Конституции включает в себя норму о недопустимости произвольного лишения жилья, то есть запретительный аспект, когда под конституционный запрет попадает сама возможность произвольного выселения из жилых помещений.

Способы приобретения жилья могут быть различны — приобретение по договору купли-продажи или в ходе приватизации, аренда, получение по договору социального найма. Важно, чтобы приобретение жилья было основано на законе. Незаконный захват жилья или самовольная застройка не влекут в последующем конституционно-правовой охраны права на жилище.

Жилищное законодательство, как это следует из пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Основным федеральным законом, регулирующим жилищные отношения, является Жилищный кодекс Российской Федерации, все иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить Жилищному кодексу. Однако следует учесть, что жилищные отношения регулируются жилищным законодательством с привлечением норм гражданского законодательства (например, регулирование отношений по поводу «коммерческого» найма жилых помещений (глава 35 ГК РФ).

Государство, развивая правовое регулирование жилищных отношений, обеспечивает реализацию права на жилище. Так, статья 446 ГПК РФ, содержащая перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, запрещает обращать взыскание на жилое помещение, которое является для должника единственным пригодным для проживания.

Конституционное право на жилище, включающее юридические возможности на обеспечение постоянным жильем, на пользование имеющимся жилым помещением, на недопущение произвольного лишение жилища, а также возможность улучшения жилищных условий обеспечивается соответствующими правовыми гарантиями государства, которые распространяются на всех граждан, законно претендующих, приобретающих или использующих жилище.

Конституционный суд Республики Марий Эл в Постановлении от 26 марта 2010 года, в котором рассматривались вопросы конституционности отдельных норм Закона Республики Марий Эл от 11.05.2005 № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл», регулирующих порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указал, что отсутствие правого регулирования порядка учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на республиканском уровне не отменяет права и свободы человека и гражданина, само по себе не создает препятствий для реализации права инвалидов на получение жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда, поскольку все правоотношения, возникающие по поводу учета таких граждан, регулируются на федеральном уровне Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязанности органов публичной власти по поощрению жилищного строительства и созданию условий для осуществления права на жилище.

К основным полномочиям органов государственной власти Республики Марий Эл в области жилищных отношений относятся государственный учет жилищного фонда республики, определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации, установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания и другие полномочия, предусмотренные статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений включают в себя учет муниципального жилищного фонда, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, и другие полномочия, предусмотренные статьей 14 Жилищного кодекса.

Посредством осуществления этих экономических, организационных, юридических и других полномочий и создаются правовые возможности для реализации права граждан на жилище.

Республиканские органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Гражданам также предоставляются в установленном порядке жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Органы публичной власти обеспечивают в пределах своей компетенции контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, организуют проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Читайте так же:  Налог на имущество на квартиру в ипотеке

В Республике Марий Эл уполномоченным органом, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, входящее в единую систему органов исполнительной власти республики.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.12.2012 № 475 принята государственная программа Республики Марий Эл «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013–2020 годы». К числу основных задач программы относятся создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, развитие строительства жилья, доступного для широких слоев населения, включая создание фонда жилья социального найма, стимулирование инициативы граждан для индивидуального жилищного строительства. Объем финансирования программы в 2013 году составил 2 481 869,4 тыс. руб., в 2014 году — 1 715 355,9 тыс. руб. Реализация государственной программы позволит обеспечить создание условий для объемов жилищного строительства, приведение жилищного фонда в состояние, отвечающее современным условиям благоустройства и комфортности, учитывающее потребности населения.

Эти и другие меры, принимаемые органами публичной власти республики, развивают конституционные гарантии реализации права граждан на жилище.

3. Право на жилище относится к числу социальных прав и имеет всеобщий характер, о чем свидетельствует формулировка части 1 статьи 40 Конституции, содержащая слово «каждый». Однако это право с учетом социальной политики республики, закрепленной в статье 9 Конституции Республики Марий Эл, включает в себя не только возможность человека устойчиво (стабильно) и беспрепятственно пользоваться имеющимся у него на законных основаниях жилищем, но и возможность малоимущих граждан и иных указанных в законе граждан получить бесплатно или за доступную плату жилище из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Именно целям социальной политики отвечает норма, закрепленная в части 3 статьи 40 Конституции республики.

Возможность бесплатного или за доступную плату получения жилища с учетом сегодняшних реалий имеет ограниченное действие по кругу лиц. Такой возможностью обладают малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище. Основная цель части 3 статьи 40 — обеспечить каждому человеку крышу над головой, ликвидировать бездомность.

Правом на получение жилья по договору социального найма обладают только граждане, относящиеся к определенным (установленным законодательством) категориям и признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то есть для заключения договора социального найма, в отличие от договора коммерческого найма, необходимо наличие двух обязательных предпосылок — принадлежность к категории малоимущих и нуждаемость в жилье.

В пределах своих полномочий в области жилищных отношений Республикой Марий Эл принят Закон от 11.05.2005 № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл», которым определены категории граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Республики Марий Эл, а также порядок определения органами местного самоуправления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Статьей 2 Закона определено, что граждане признаются малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, если размер дохода, приходящегося на каждого члена их семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, недостаточны для накопления денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения по средней рыночной стоимости жилья в данном муниципальном образовании по норме предоставления жилья по договору социального найма, за период времени, установленный органом местного самоуправления. Признание гражданина малоимущим производится уполномоченным органом муниципального образования.

Кроме малоимущих возможностью бесплатного получения социального жилья обладают и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище. Так, Законом Республики Марий Эл от 10.12.2012 № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено право данной категории граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений либо собственниками жилых помещений, либо в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства имеют молодые семьи. Данное право также является конкретизацией конституционного права, предусмотренного частью 3 статьи 40 Конституции, и закреплено в постановлении Правительства Республики Марий Эл от 04.06.2014 № 285 «О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Марий Эл в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы». Данное право может быть реализовано молодой семьей, в том числе молодой семьей, состоящей из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующей следующим условиям:

1. возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

2. признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении;

3. наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Дополнительным условием для реализации комментируемого права является постоянное проживание гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в данном населенном пункте. Основным фактором, позволяющим установить место жительство гражданина для принятия его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, является формальный признак — регистрация по месту жительства.

© Марийский государственный университет 2019

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ

Одно из основных прав граждан, закрепленное в ст. 40 Конституции РФ. Она гласит: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Суть этого права заключается: в возможности иметь жилье (т. е. пользоваться благоустроенным помещением той или иной формы собственности, получить жилье в установленном порядке, построить либо купить его);

Читайте так же:  Порядок и особености приема на работу работника с испытательным сроком

находиться в части жилищных интересов под защитой государства, включая неприкосновенность жилища, создание благоприятной среды обитания в жилище и вокруг него (например, граждане на равных основаниях могут претендовать на подведение к их жилищу освещения, воды, газа, отопления, соблюдения санитарных норм строительства, в том числе сохранения санитарной зоны вокруг домов и др.), а также в невозможности выселения из жилища, его изъятия без законных оснований.

Праву на жилище гражданина корреспондирует жилищная политика государства. Ее основы закреплены в Конституции: органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления П. на ж. Раньше основная часть жилья возводилась и предоставлялась гражданам самим государством. Теперь Конституция ориентирует на то, что граждане в большей мере сами должны обеспечивать себя жильем. Вместе с тем Конституция выражает заботу государства о том, кто не может решить жилищную проблему сам или имеет право на поддержку в реализации П. на ж.:

согласно ст. 40, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.(С. А.)

Статья 40 Конституции Российской Федерации с Комментариями

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комментарий к Ст. 40 КРФ

1. Закреплением в Конституции права на жилище достигается троякая цель:

  • определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству;
  • формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти, а также содержание соответствующего законодательства;
  • данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника и т.д.).

Право на жилище реализуется в разветвленной системе жилищного законодательства, прежде всего в ЖК, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда*(7), органов исполнительной власти.

Слово «каждый» в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица — собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 ГК).

Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ст. 49 ЖК).

Понятие «жилище», используемое в комментируемой статье, шире понятия «жилое» или «нежилое помещение».

Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; ст. 15 ЖК РФ). Жилое помещение (одноквартирный жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) является предметом договора найма (социального, коммерческого, найма специализированного жилого помещения).

Однако жилищем является не только то помещение, которое может быть объектом договора найма. Чум, яранга, цыганская кибитка, шалаш, пещера или другое естественное укрытие природы издавна служили человеку жилищем. С другой стороны, многие из рукотворных помещений (укрытий) жилищем не назовешь в силу их специфического предназначения, хотя в них и можно пребывать (жить) в течение определенного времени. Таковы, например, больница, тюрьма, бомбоубежище, школа и т.д.

Жилище может рассматриваться не только как вид помещения, но и как определенное место на конкретной территории, имеющей адресно-географические координаты. Например, передвижные (переносные) жилища некоторых народов могут устанавливаться на определенной территории (в населенных пунктах), где нет ограничений права на свободу передвижения и выбор места жительства.

Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК). Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1993. N 32. ст. 1227) под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 2). Однако, прежде чем определить конкретный вид жилища при выборе места жительства, граждане определяют место на конкретной территории в пределах России, где будет находиться их дом, квартира или иное жилище.

Для проживания можно выбрать город, деревню или какое-либо место в тундре, избранное для кочевой стоянки. Территория проживания будет иметь правовое значение для возможных ограничений права граждан на свободу передвижения (ст. 8), регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, самовольной постройки домов и строений на земельном участке, не отведенном для целей строительства (ст. 222 ГК РФ), и т.д.

Под жилищем, таким образом, можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека. В этом смысле, как уже отмечалось, жилищем в современном понимании не будут являться: производственное помещение, специальное укрытие (например, бомбоубежище), естественные природные укрытия, огороженная территория, помещения, которые в силу их специфики нельзя считать жилищем, — тюремная камера, автомобиль, палата в больнице и т.п.

Различие между жилищем и помещением проводит и УК, устанавливая ответственность за кражу, совершенную с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище (ст. 158).

Понятие «лишение жилища» требует уяснения в двух аспектах. Во-первых, лишением жилища будет физическое уничтожение помещения, предназначенного для проживания. Снос дома (в том числе самовольной постройки), в котором проживали люди, можно считать лишением жилища, поскольку в такой ситуации человек лишается конкретного помещения, расположенного в определенном месте. Уничтожение жилых строений в результате природных катаклизмов (лавины, землетрясения) также будет являться лишением жилища. Однако удаление самого человека из жилища не может рассматриваться как лишение его жилища, до тех пор пока сохраняется физическая и правовая возможности вернуться в него. Конфискация жилища (т.е. лишение его в правовом смысле) в тех случаях, когда она допускается законом (ст. 243 ГК), возможна только по решению суда.

Во-вторых, лишение жилища может состоять в лишении права на проживание в конкретном жилом помещении. Так, ЖК допускает расторжение договора социального найма жилого помещения с последующим выселением нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным (ст. 91), а также наниматели (собственники) жилых помещений, самовольно переустроившие и (или) перепланировавшие жилые помещения при условии отказа суда сохранить помещение в перепланированном и (или) переустроенном состоянии в силу нарушения прав и законных интересов граждан, создания угрозы их жизни (ст. 29).

Читайте так же:  Права ребенка в россии и великобритании

Вместе с тем само по себе временное отсутствие в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищного фонда (командировка, болезнь и т.д.) не может служить основанием для лишения жилого помещения вне зависимости от сроков такого отсутствия.

Появлению этого положения жилищного законодательства способствовало Постановление Конституционного Суда от 23 июня 1995 г. N 8-П, которым были признаны не соответствующими Конституции положения ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР, допускавшие возможность лишения права гражданина пользоваться жилым помещением в случае временного отсутствия, в частности по причине осуждения к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев (СЗ РФ. 1995. N 27. ст. 2622).

Как указал Конституционный Суд, временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. Конституционный Суд сформулировал также правовую позицию, согласно которой выселение лица без предоставления другого жилого помещения не может считаться нарушением его конституционного права, если оно произведено на основании закона и в судебном порядке (Определение Конституционного Суда от 11 июля 1996 г. N 76-О).

2. Часть 2 комментируемой статьи обращена к органам государственной власти и местного самоуправления, которым вменяется в обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления — от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности возведено на конституционный уровень, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства — обеспечить людей жилищем.

Создание условий для осуществления права на жилище и поощрение жилищного строительства предполагают проведение финансовых, организационных, законодательных мероприятий, наилучшим образом способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище.

В рамках реализации национального проекта о доступном жилье был принят ряд федеральных законов: от 30 декабря 2004 г. «О жилищных накопительных кооперативах» (СЗ РФ. 2005. N 1. ст. 47), от 30 декабря 2004 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (там же. ст. 40), Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (там же. ст. 16), иные нормативные акты.

3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена вопросам предоставления жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов некоторым категориям граждан. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.

Гражданин, которому жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату, должен быть малоимущим.

Согласно ст. 49 ЖК, малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Нормативной базой для признания гражданина малоимущим служат постановление Правительства от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (СЗ РФ. 2003. N 34. ст. 3374), положения НК РФ и иных законов.

Наряду с малоимущими нуждающимися в жилище могут быть и иные граждане. ЖК прямо предусматривает право федерального и регионального законодателя регламентировать предоставление и иным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации (ч. 3 ст. 49).

Малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилище предоставляется только в случае нуждаемости. Условия нуждаемости определены в ЖК; дополнительные условия нуждаемости могут вводиться и законами субъектов Федерации, поскольку, согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции, вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Наниматели жилого помещения по договору социального найма должны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за коммунальные услуги. Граждане, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (ч. 9 ст. 156).

Установление платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер платы за наем государственного или муниципального жилищного фонда определяется в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Под доступной платой нужно понимать такую плату, которая доступна данным конкретным категориям граждан.

Норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Статья 40 Конституции РФ

“Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комментарий к Статье 40 Конституции РФ

Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных документах. В российском законодательстве понятие “жилище” определено в ч. 2 ст. 15 ЖК. Жилищный кодекс устанавливает, что жилище – это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным условиям, правилам и нормам, требованиям закона. Видами жилища являются: жилой дом или часть его; квартира, ее часть; комната. В 2007 г. на одного человека приходилось 21,1 кв. м жилья (социальная норма – 18 кв. м). Прогнозируется, что к 2020 г. средний размер жилплощади на одного человека составит 30-35 кв. м, что значительно меньше, чем в развитых странах (60-80 кв. м).

Читайте так же:  Налоговая инспекция по месту жительства

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Это относится и к иностранным гражданам, лицам без гражданства, которые могут иметь жилье в России, хотя порядок предоставления жилья гражданам РФ и тем, кто не имеет российского гражданства, а также отдельным категориям граждан РФ неодинаков.

Содержание конституционного права граждан на жилище. Его жилищно-правовые гарантии

Конституция ст.40: 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Этот принцип прямо закреплен в ст. 3 ЖК РФ, предусматривающей невозможность выселения из жилища или ограничения в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами. Ряд статей ЖК РФ регулирует вопросы расторжения договора найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов по требованию наймодателя и выселения из жилых помещений не иначе как по основаниям, установленным законом, и только в судебном порядке.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Принцип неприкосновенности жилища базируется на ст. 25 Конституции, которая гласит, что «жилище неприкосновенно». Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Проникновение в жилище допускается законом лишь в виде исключения и при соблюдении специальных правил.

Статья 3 ЖК РФ определяет общие основания проникновения в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан. Проникновение в жилище допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, и с соблюдением при этом установленных ЖК РФ целей:

— спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера;

— задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц является преступлением (ст. 139 УК РФ).

Принцип неприкосновенности собственности вытекает из положения ст. 35 Конституции, в соответствии с которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Таким образом, гражданам — собственникам жилых помещений законодательство обеспечивает возможность стабильного осуществления права владения, пользования и распоряжения принадлежащими им жилыми помещениями в соответствии с их назначением (ст. 288 ГК РФ

ЖК РФ последовательно развил названный принцип, установив что:

— жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 1);

— никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3);

— временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма (ст. 71).

Свобода выбора места жительства заключается в том, что согласно ч. 1 ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Право свободного выбора места жительства предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, являясь либо его собственником, либо нанимателем, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в ст. 20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9476 —

| 7337 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища, Конституция РФ

Добрый день! скажите пожалуйста я молодой специалист по программе поддержки социальной политике получила дом и выплатила банку всю сумму!отработала 9 лет, а должна 10, не хватило 1 года! я уволилась! в праве ли у меня забрать жилье .

Ответы юристов

Уважаемый автор вопроса, вопрос в другом.Жилье вам предоставили на время работы т.е. по договору спец.найма или по соц.найму.От вашего ответа и будет мой ответ. требуется детальная консультация пишите.Много неясностей

Лакоткина Юлия Анатольевна, город Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
Телефон: 8 923 308 00 82
E-mail: [email protected]

Стоимость услуг: Консультация от 200 рублей в письменном виде
Составление документов от 1 т.р. до 2,5 т.р. в зависимости от сложности
отблагодарить можете :
1.Карта сбербанка на Лакоткину Юлию Анатольевну 4276 3100 2935 4778
2.Яндекс деньги 410012227710877
3.МТС 8 983 200 34 95
4.Мегафон 8 923 308 00 82

Вы оценили ответ положительно

Также вы можете оставить письменный отзыв о юристе

Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища

Конституция Российской Федерации (РФ)

  • проверено 07.05.2019
  • с изменениями от 21.07.2014
  • вступил в силу 25.12.1993
Читайте так же:  13 процентов от зарплаты это какой налог

Раздел первый

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституционное право граждан на жилище

Проблемы сушности и содержания права фаждан на жилище всегда (и особенно в последнее время) являлись предметом серьезного внимания российских правоведов.

Конституция РФ (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает основы жизни людей.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенство-вания жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями и т. п.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к несколъким основным юридическим возможностям:

— возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

— возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоиму-щими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;

— возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина — собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора;

— обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

— обеспечение недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции РФ о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жиз-ни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

Право на жилище согласно ст. 17 Конституции РФ принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы.

Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ это право неотчуждаемо: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе.

Конституционное право на жилище означает прежде всего право гражданина иметь жилище для проживания.

Главным содержанием права на жилище является гарантированное Конституцией РФ и другими законами право пользования жилищем, а также право распоряжаться им в определенных пределах в своих интересах и в интересах своей семьи.

Право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования реализуется в основном в правоотношениях административно-правового и гражданско-правового (договорного) характера, а в домах частного жилищного фонда — вотношениях гражданско-правового характера. Гражданский кодекс РФ (ст. 288) прямо предусматривает право собственника сдавать жилое помещение для проживания другим лицам на основе договора.

По мере осуществления жилишных профамм будет расширяться содержание права на жилище, оно будет дополняться новыми моментами, охраняться новыми материальными и юридическими гарантиями.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-право-вого статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими поме-щениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного жилищного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с гаран-тированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Важное значение имеет выяснение вопроса о правовом механизме реализации конституционного положения о праве на жилище. Этот вопрос является частью более общего вопроса о природе и механизме действия конституционных норм: конституционные нормы, закрепляющие социально-экономические права фаждан, в частности право на жилище, действуют в конечном счете через нормы соответствующих отраслей права; нормы отраслевого законодательства конкретизируют нормы Конституции и непосредственно регулируют поведение граждан, должностных лиц и органов государства; статьями Конституции РФ надлежит руководствоваться непосредственно и при разрешении конкретных вопросов, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах.

Общие положения Конституции о праве на жилище не требуют дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилишного и других отраслей законодательства, устанавливающих соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Так, в ч. 3 ст. 40 Конституции РФ говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и «иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище». Такие положения Конституции реализуются в конкретных 32 законах, иных нормативных правовых актах, через которые конституционное право на жилище как одно из основных прав взаимодействует и проявляется с нормами отраслевого законодательства: жилищного, фажданского, административного и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Конституция каждый имеет право на жилье
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here