Можно ли пользоваться телефоном в школе

Ответы на вопросы в статье по теме: "Можно ли пользоваться телефоном в школе" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Роспотребнадзор призывает ограничить использование мобильных телефонов в школах

oksun70 / Depositphotos.com

Службой при участии Минпросвещения России, Рособрнадзора и Российской академии образования подготовлены Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. В них предлагаются меры по возможному ограничению использования мобильных телефонов в школах.

Так, в целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи и повышения эффективности образовательного процесса органам госвласти субъектов РФ в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:

  • рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, а также педагогическими работниками и родителями;
  • ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время уроков, обеспечив психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с таким ограничением;
  • разработать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в образовательной организации для педагогических работников, родителей и обучающихся и т. п.

Кроме того, разработчики методичк и считают необходимым предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию, а также организовать места хранения мобильных телефонов учеников во время уроков (при наличии такой возможности и необходимости). Отмечается, что общеобразовательные организации смогут согласовать с родителями вопросы коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения внештатной ситуации, а также обеспечить при необходимости использование устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения) на переменах. Оговаривается, что ограничение использования телефонов не должно касаться детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете и т. п.).

Должны ли родителям предоставлять информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В приложении к документу содержится памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи. Она призвана напомнить пользователям о необходимости исключения ношения мобильных телефонов на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье, о максимальном сокращении времени контакта с устройствами связи, максимальном удалении телефона от головы в момент разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры). Также рекомендуется ограничивать звонки с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (в автобусе, метро, поезде, автомобиле) и размещать устройства мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 м от головы.

Методические рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками, который показал, что длительное время использования мобильных телефонов, а также их использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания. Также при разработке документа учтены результаты проведенного социологического опроса, выявившего, что 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов поддерживают ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков.

Рекомендации будут направлены в регионы до начала нового учебного года. В течение года Роспотребнадзор намерен провести мониторинг функционального состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств связи и выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.

Использование учениками мобильных телефонов в школах рекомендовано ограничить

Такое положение содержится в методических рекомендациях, утвержденных Роспотребнадзором и Рособрнадзором, подготовленных на основе анализа международного опыта. Согласно документу, такой опыт показывает, что ранний возраст начала использования мобильных телефонов и длительное накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.

Документом рекомендуется в том числе:

— ограничить использование учениками мобильных телефонов во время учебного процесса;

— предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода мобильных телефонов в режим «без звука» при входе в школу (в том числе с исключением использования режима вибрации);

— предусмотреть места хранения во время образовательного процесса мобильных телефонов учеников (при наличии такой возможности и необходимости);

— проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями школ, учителями (в том числе через курсы повышения квалификации), родителями и учениками о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого мобильными телефонами, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при их неупорядоченном использовании.

Предусматривается также распространение памятки для учеников, родителей и учителей по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия телефонов. Памятка напоминает о необходимости:

— исключения ношения мобильных телефонов на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье;

— максимального сокращения времени контакта с мобильных телефонов;

— максимального удаления мобильных телефонов от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры);

— максимального ограничения звонков с мобильных телефонов в условиях неустойчивого приема сигнала;

— размещения мобильных телефонов на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.

Для российских школьников разработают особые «шкулфоны», потому что смартфоны им запретят

Аналог смартфона

В России может появиться специальный телефон для школьников, так называемый «шкулфон», которым можно будет пользоваться, в том числе, и в учебных заведениях. Эта инициатива, по данным RT, предложена зампредом комитета Госдумы по образованию и науке Борисом Чернышовым 17 июля 2019 г.

Читайте так же:  Где взять деньги на первоначальный взнос

Чернышов обратился с этим предложением в госкорпорацию «Ростех». Создание «шкулфона», по его словам, связано с возможным введением запрета использования учениками смартфонов в школах – это устройство может стать альтернативой привычным многим «умным» гаджетам.

О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2019 г. заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений. «Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять его, а потом этот телефон исчезнет, директора школ не будут брать на себя такую ответственность», – отметила Матвиенко.

Добавим, что 16 июля 2019 г., за сутки до обращения Бориса Чернышова со своей инициативой в «Ростех», идею о разработке отечественного телефона единого образца для школьников подал телеграм-канал «Мышь в овощном». Гаджет было предложено назвать «Школофон».

Цель проекта

По задумке Бориса Чернышова, «шкулфон» не лишит учеников мобильной связи, а лишь заменит развлекательный контент, которым действительно переполнены смартфоны ввиду неограниченного доступа к интернету, приложениям и YouTube, на контент образовательный. «Я убежден в том, что «шкулфон» поможет школьнику не только сконцентрироваться на учебном процессе, но и повысит его самооценку, увеличивая его стремление совершенствовать свое образование», – сказано в тексте обращения Чернышова.

Возможности «шкулфона»

Полноценная замена традиционным смартфонам из «шкулфона», согласно описанию устройства, может не получиться. В нем предполагается наличие специального ПО, открывающего доступ к приложению «Моя электронная школа» или его федерального аналога «Российская электронная школа» в дополнение к учебному справочнику по общим вопросам и калькулятору.

«Шкулфон» позволит хранить в своей памяти номера телефонов и другие контакты своих родителей, одноклассников и педагогов. О возможности выхода с его помощью в интернет Борис Чернышов не сообщил, но, по его задумке, «шкулфоны» будут объединены в школьную внутреннюю сеть (интранет), в которой школьники смогут общаться друг с другом, однако с ней тоже все не так просто.

Альтернатива интернету

Для доступа в интранет посредством «шкулфона» будет использоваться специальное ПО, отслеживающее, что пишут пользователи. По словам автора идеи, приложение «будет блокировать любые попытки буллинга школьников друг другом».

Иными словами, эта программа будет вылавливать в набираемом тексте слова или выражения, имеющие негативную окраску, как то: угрозы, оскорбления и т. д. Также разработчики обучат ее вырезать ссылки на вредоносные ПО и сайты, ориентированные на взрослую аудиторию, что может указывать на все-таки присутствующую возможность выхода со «шкулфона» в полноценный интернет.

Реакция общественности продолжение истории

После слов спикера Совета Федерации о возможном запрете средств связи в школах россияне, согласно опросу, проведенному проектом «Дети Mail.ru», разделились на два лагеря. Решительно против идеи запрета именно смартфонов высказались 43% респондентов, тогда как 38% предложили запретить только смартфоны и оставить детям классические сотовые телефоны. 7% участвовавших в опросе затруднились с ответом, а оставшиеся 12% предложили пойти на радикальные меры и запретить как смартфоны, так и обычные мобильники.

15 мая 2019 г. Валентина Матвиенко сообщила, что не предлагала полностью запретить мобильные телефоны в школах. По ее словам, речь была об использовании в школах максимально простых кнопочных «звонилок». «Многие родители говорят, что у детей должен быть телефон для безопасности, чтобы они всегда были с ними на связи. Но ведь можно купить для этого кнопочный телефон, они копеечные», – сказала спикер.

Матвиенко отметила, что с целью рассмотрения вопроса об использовании в школах мобильных средств связи будет создана специальная рабочая группа, притом с участием Роспотребнадзора. Группа должна будет разработать комплекс мер по вопросу регулирования использования телефонов в школах, в особенности учащимися средних и младших классов.

Мировой опыт

Россия – не первая страна, в которой обсуждается вопрос о запрете гаджетов в учебных заведениях. К примеру, Франции в июле 2018 г. был принят закон, полностью запрещающий учащимся младших и средних классов пользоваться подключенными устройствами (ноутбуками, смартфонами, планшетами и др.) при нахождении в стенах школы.

Закон подразумевает запрет на использование перечисленных видов техники не только во время уроков, но и на переменах. Он стал следствием другого запрета, принятого во Франции в июле 2010 г. и распространявшегося на пользование гаджетами исключительно во время занятий.

Новый закон стал объектом критики за излишнюю политичность. Свое несогласие с ним выразил замглавы союза директоров школ Франции Филипп Винсент (Philippe Vincent). По его словам, директора школ не видят ни логики, ни практической пользы в новых правилах. Опрос среди школьников показал, что они тоже пока не очень понимают, как запрет будет выполняться на практике. Дети интересуются, будут ли телефоны изыматься у них, где они будут храниться, и как владельцы смогут получить их назад.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы .

Мобильные телефоны в школе запретят с 1 сентября 2019 г.

Вопрос о запрете смартфонов практически решен.

Валентина Матвиенко предложила запретить использование телефонов в школах с 1 сентября 2019 года. В настоящее время проводится организационная подготовка к этому запрету. Как обещают, соответствующие распоряжения будут даны по школам к 1 сентября 2019 года.

✅ Смартфоны решили запретить

Ранее не эту тему высказывалась министр просвещения Ольга Васильева. Еще в 2017 году на «Всероссийском родительском собрании» она отметила, что использование сотовых телефонов в школах в качестве вспомогательного оборудования в процессе обучения не целесообразно, т.к. это только отвлекает ученика от урока и никакой практической пользы не приносит.

Читайте так же:  Каким детям инвалидам положена квартира

О. Васильева предложила сдавать мобильные телефоны в специальные хранилища, из которых по окончании уроков дети смогут их забрать. Тогда этот вопрос решен не был.

К этому вопросу обращались и в 2018 году.

Сегодня, Валентина Матвиенко вернулась к вопросу об использовании мобильных телефонов в школах. Здесь она пошла дальше О. Васильевой и предложила полностью запретить пронос телефонов в здание школы, ссылаясь на то, что если просто сдавать телефоны на время уроков — это может повлечь случаи воровства телефонов, т.к. в школах нет условий для их хранения.

«Вообще надо запретить [ношение телефонов] в школу, наверное, потому что у нас нет условий для хранения. Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять, а потом этот телефон исчезнет, директора школ тоже не будут брать на себя такую ответственность«, — сказала Валентина Матвиенко в четверг на заседании Совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

Совет при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей — образован в целях реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, подготовки предложений Президенту по её совершенствованию, осуществлению общественного контроля за выполнением планов мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства.

* Обсуждение на РБК вопроса о запрете телефонов в школах

На данное предложение откликнулась глава Роспотребнадзора Анна Попова, которая предложила проработать этот вопрос с Сергеем Кравцовым и Ольгой Васильевой и представить предложение через месяц.

● Что говорят исследования этого вопроса?

Во многих странах проводились исследования вопроса влияния мобильного телефона на успеваемость ученика.

Основные выводы исследований примерно одинаковы:

Дети, у которых есть мобильные телефоны, показывают худшие результаты по математике и чтению (исследования проводились в других странах, поэтому именно «чтение» было выделено, как предмет, по которому успеваемость зависела от наличия мобильного телефона).

На успеваемость по этим предметам влияет так же, наличие в доме телевизора и компьютера. Дети, проводящие длительное время за просмотром телепередач или компьютерными играми показывали результаты хуже по этим предметам.

Такие выводы сделал Центр образовательных исследований Ирландии (ERC), в котором приняли участие 8000 учеников начальных классов.

* Мобильный телефон — отвлекает от занятий или помогает в учебе?

Однако, в то время как исследование показало, что длительные периоды неконтролируемого использования Интернета, просмотра телевизора или компьютерных игр оказали негативное влияние, оно также установило, что дети, которые имели доступ к широкополосной связи, работали лучше, чем те, кто этого не делал!

Было выявлено, что зависимость между успеваемостью и наличием разных гаджетов тем выше, чем младше ученик. В старших классах эта зависимость уменьшается.

PS:

Наши руководители не объяснили только одну вещь. Большинство школьников использует мобильные телефоны в качестве дополнительной меры безопасности. Так родители могут хоть частично контролировать перемещения ребенка от школы до дома. Как быть, если телефоны проносить в школу запретят?

Еще можно добавить, что не все наши школы имеют компьютерные классы с широкополосным выходом в сеть интернет, поэтому в некоторых школах ученикам предлагают использовать собственные телефоны для поиска необходимой информации в интернете. Если запретят телефоны — это может отразиться на качестве знаний школьников.

«Пусть ходят с кнопочными». Стоит ли запрещать детям брать смартфоны в школу

«Пусть ходят с кнопочными». Стоит ли запрещать детям брать смартфоны в школу

С 1 сентября французские школьники больше не смогут пользоваться мобильными устройствами: телефонами, планшетами, «умными» часами. По новым правилам запрет распространяется на всёвремя, пока дети остаются в здании школы. С этим новым правилом согласны многие родители и даже сами школьники. Анастасия Карпова разбирается, как с этим обстоит в наших школах.

«Сегодня дети больше не играют в игры на переменах. Они торчат в своих смартфонах, и с точки зрения педагогического процесса это проблема», — заявил министр образования Франции Жан-Мишель Бланке.

С 1 сентября французские школьники больше не смогут пользоваться мобильными устройствами. Соответствующий закон был принят в прошлом году. Предполагается, что теперь ученики станут меньше отвлекаться на занятиях, а на переменах вместо того чтобы сидеть за гаджетами, будут играть в подвижные игры и общаться со сверстниками.

На этапе обсуждения ограничительные меры вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Одни поддержали инициативу правительства, другие говорили о том, что потребность детей в общении по мобильному нельзя игнорировать.

Мы опросили родителей российских младшеклассников и выяснили, что их мнения также разделились почти пополам.

В школе с телефонами дети как зомби

43% опрошенных полностью одобряют запрет. Пользователи Instagram пишут:

Один из комментаторов делится личным опытом:

Со взрослыми соглашаются даже некоторые школьники:

Видео (кликните для воспроизведения).

Противники гаджетов в школе утверждают, что в экстренном случае ученики смогут связаться с родителями через педагогов. Альтернативы — установка в вестибюле телефона-автомата или разрешение пользоваться простыми кнопочными телефонами.

Хочу быть на связи со своим ребёнком!

57% родителей не согласны с запретом. Один из противников ограничительных мер напоминает:

Его поддерживает другая мама ученика:

Среди опрошенных есть и те, кто сомневается в успешной реализации запрета на практике:

Что говорят российские законы

В России использование гаджетов в учебных заведениях не регламентируется ни одним нормативно-правовым актом. Это означает, что школьники по умолчанию вправе носить с собой телефоны. Однако в роли ограничителя может выступать устав школы. Если он запрещает пользоваться мобильным, то на уроках телефон должен лежать в портфеле с выключенным звуком.

Какой реакции ждать от школьников? Мнение психолога

На первый взгляд, у детей на один отвлекающий фактор будет меньше и пропадает возможность списать из интернета ответы на все задания. Но не всё так просто.

Читайте так же:  Работа без проверки службы безопасности

Окунёмся в недалёкое прошлое, когда телефонов не было вовсе. Отвлекались? Постоянно: на птиц за окном, соседа по парте, шаги в коридоре. Болтали? Гораздо громче, чем в переписке

Списывали? Даже с альбомных листов удавалось это сделать. И не наличие или отсутствие гаджета влияет на успеваемость. Как и раньше, многое зависит от педагога, предмета и осознанности школьника.

Если же посмотреть на ситуацию с позиции учеников, то бунта не избежать. Реакция будет в несколько волн:

  1. Дети продолжают носить в школу смартфоны, учителя продолжают их отбирать, родители начинают оплачивать штрафы.
  2. Крики, жалобы, даже родители не устоят и выйдут на улицы с призывами об отмене такого закона.
  3. Всеобщая ученическая депрессия. Особенно ранимые действительно будут переживать невротическое расстройство, сходное с ломкой у наркомана.
  4. Споры утихнут, первоклассники уже будут воспринимать это как норму, а старшеклассники постепенно смирятся. Обязательно будут те, кто продолжит нарушать закон.

Важно понимать, какова цель такой радикальной меры. Если повышение успеваемости, то вряд ли она будет достигнута внешними регуляторами, когда вопрос в целом комплексе социальных и психологических аспектов обучения. Если же целью является помощь педагогам, то отчасти это поможет не дать списать незамеченно, но не более.

Безопасность ребёнка — превыше всего

Однако каждый ли родитель в действительности готов отпустить ребёнка в школу без средств связи? Насколько это разумно с точки зрения безопасности?

Отвечает автор и преподаватель академии детской безопасности «Умка» Светлана Неволина:

Конечно, гаджеты отвлекают детей от учебного процесса, но это в большей степени касается планшетов и смартфонов. Совсем запрещать использование сотовых телефонов и гаджетов для связи с родителями в наше неспокойное время с точки зрения безопасности просто неприемлемо. Вспомните эту волну нападений в школах в 2018 году. Согласна, совершенно лишнее разрешать смартфоны и планшеты, от которых дети не могут оторваться на переменах и иногда на уроках, играя в игры и общаясь в социальных сетях. Но чтобы поддерживать связь с родителями, достаточно кнопочного телефона, чтобы отслеживать где находится ребёнок — сейчас существует большой выбор умных часов, и у них гораздо больше полезных и актуальных функций, нежели у смартфонов. Кроме того, и стоимость их значительно ниже.

В наше неспокойное время безопасность ребёнка должна стоять на первом месте, а следовательно, полностью запрещать любую возможную связь с родителям нельзя. Разумный компромисс — покупать детям кнопочные телефоны и умные часы. Моему сыну 12 лет, но он ходит в школу с кнопочным телефоном, его ничто не отвлекает на уроках и он всегда на связи.

А как считаете вы — будет ли лучше, если в российских школах запретят использование смартфонов? Делитесь своим мнением в комментариях.

Четверть российских школ запретили использовать мобильные телефоны на уроках

Министр просвещения РФ Ольга Васильева рассказала «Российской газете», что в каждой четвертой российской школе запретили использовать мобильные телефоны на уроках.

«Сегодня у нас уже есть конкретные цифры: 10 628 школ — то есть примерно каждая четвертая — выполнили рекомендации и ограничили телефоны во время уроков», — сказала Васильева.

В Белгородской области, Ингушетии и Северной Осетии ограничения ввели 100% школ, еще в семи регионах такое решение приняли более чем в половине школ.

«Камчатский край — 37,5%, Магаданская область — 53,3%, Пермский край — 58,8%, Республика Марий Эл — 63,8%, Удмуртская Республика — 60,9%, Кемеровская область — 67,3%, Курганская область — 50,9%, Свердловская область — 65,3%», — уточнила министр просвещения.

Она также сослалась на «большой социологический опрос», в ходе которого большинство респондентов (среди которых были преподаватели, родители и школьники) поддержали запрет на использование телефонов на уроках, так как «личные смартфоны отвлекают от занятий».

Министерство просвещения рекомендовало школам ограничить использование мобильных устройств в августе. Рекомендации направили российским школам до начала учебного года. По словам Васильевой, каждая школа принимала решение самостоятельно.

«Анализ международного опыта использования мобильных телефонов школьниками выявил, что длительное время их использования, а также использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания», — говорится в сообщении ведомства.

Власти Москвы не сочли нужным ограничивать использование мобильных устройств в школах города.

«Самое главное — правильное использование гаджетов в учебном процессе. Как можно запретить то, что становится неотъемлемой частью жизни? Просто ребенка надо научить им правильно пользоваться, чтобы это приносило ему пользу, а не отвлекало. Если урок предполагает использование гаджетов для образовательных целей, то он его использует не для отвлечения от занятий», — заявил глава департамента образования Москвы Александр Молотков.

При этом в декабре стало известно о пилотном проекте, в рамках которого в школах Москвы и Московской области появятся специальные ящики для хранения телефонов — чтобы дети сдавали их на время уроков.

Можно ли пользоваться мобильными телефонами в школе: мнения экспертов

Сигнал должен быть четким

Французы давно говорили о запрете смартфонов в школах: соответствующее решение на уровне рекомендаций министерство образования приняло еще в 2010 году, но законодательно его закрепили только летом прошлого года. Парламент республики утвердил законопроект, призванный снизить зависимость от телефонов у подрастающего поколения. Речь идет о начальных и средних классах общеобразовательной школы. Согласно опросам, 86% французских детей не расстаются со смартфонами во время уроков. Теперь учитель может отбирать у подопечных гаджеты не только в классах, но даже на переменах.

Возможна ли такая инициатива в нашей стране? Во Франции это было в большей степени общественное решение, которое прошло широкое обсуждение. Инициатива была услышана, поддержана и принята. Если поговорить с нашими родителями, думаю, услышите расхожие мнения — от жестких запретов до полной отмены контроля.

Читайте так же:  Сколько платит магнит за аренду площади

Хотя результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения показывают: за ограничение гаджетов во время уроков высказались 67% пап и мам. В Беларуси такие подсчеты не велись, но, думаю, результат был бы схожим.

На решение французов также повлиял принятый Европейским парламентом закон о защите персональных данных. На этапе его обсуждения особое внимание привлек пункт, в котором предлагалось повысить возраст использования соцсетей без разрешения родителей с 13 до 16 лет. В результате было решено, что страны ЕС для своих детей смогут выбрать возраст в указанных пределах самостоятельно. Эта ситуация еще более активизировала обсуждения правил использования электронных устройств. У нас по данному вопросу строгих ограничений нет. По большому счету, вопрос отдается на откуп родителям.


Доказано, что учебные заведения, где запрещены мобильные телефоны, показывают лучшую успеваемость. Ученые из Лондонской школы экономики проводили исследование «Нездоровые коммуникации: влияние мобильных телефонов на производительность». Результаты следующие: успеваемость ребят в школах, где запрещены мобильные, выше на 6,4%.

В наших школах строго следят, чтобы телефонов у школьников не было на экзаменах, ЦТ. Но на уроках, включая контрольные и лабораторные работы, из-за гаджетов учебный процесс нередко срывается. Представьте ситуацию: класс решает самостоятельную работу. Самые смышленые быстро все сделали, сфотографировали и переслали другим. Хотя учителя каждый раз напоминают и во время урока, и перед ним: телефоны использовать нельзя. Но простые просьбы зачастую не действуют. Нужен четкий сигнал — что можно, а чего нельзя, и каких ситуаций это касается.

Людмила Овсяник, психолог.

Ирина Каржова, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования:

— В правила внутреннего распорядка должен быть внесен пункт об использовании мобильных телефонов в учреждении образования. Каждое принимает решение с учетом своей специфики и специфики предмета. Например, в некоторых учебных пособиях используется дополненная реальность.

Вне зоны доступа

Постоянная погруженность детей в гаджеты сказывается на учебе — ребята отвлекаются и не могут сконцентрироваться. А по сути телефон нужен ребенку по дороге в школу и домой, чтобы сказать, что с ним все хорошо, а в случае экстренной ситуации связаться с родителями. Но в действительности все не так.

Школьники нередко достают свои гаджеты под партами, пока не видит учительница, сидят в соцсетях или играют. Исследования экспертов образовательных сервисов Яндекса не радуют: дневной трафик ребенка, когда он находится в школе, не отличается от вечернего «тарифа». То есть ученики пользуются смартфонами на уроках и переменах так же активно, как дома.

Как решить проблему? Можно собраться родительскому комитету и предложить учителям забирать телефоны перед началом урока, а потом возвращать. Возможно, это выход. Сегодня за пользование мобильным на уроках детей могут максимум пожурить, оставить замечание в дневнике. Во многих странах ситуация иная. Запрет на пользование телефонами в школах в том или ином виде существует в США, Франции. Как правило, ученикам разрешается приносить с собой гаджеты, но доставать их из портфеля, разговаривать, фотографировать и снимать видео нельзя. За соблюдением правил следят преподаватели. Конечно, есть исключения. Например, если из-за болезни ребенку необходимо всегда быть на связи с родителями. В Германии учителя собирают смартфоны в специальную коробку перед началом занятий и ставят ее так, чтобы ученикам было видно, где находятся их телефоны. Теоретически на перемене их снова можно взять, но на практике здесь не принято проводить время за бесполезными развлечениями в телефонах.

К сожалению, смартфон в руках школьника нередко превращается в аппарат для травли. Наличие современных устройств провоцирует многих подростков на некрасивые поступки: вывести учителя из себя и снять это на видео. Тысячи просмотров в YouTube набирают школьные драки, которые часто организуют умышленно. О какой культуре пользования смартфонами может идти речь?

Сейчас дети осваивают управление гаджетами раньше, чем начинают читать. Родители дают в руки 2—3-летним малышам планшеты и телефоны с яркими картинками, веселой музыкой, мультиками и, заняв ребенка, углубляются в переписку в социальной сети или чтение новостей. Тут уже речь идет о формировании культуры использования гаджетов у взрослых. Дети смотрят на родителей как на пример и образец для подражания. Если мама и папа часами зависают в телефонах, ребенок будет поступать так же.

Необходимо проводить информационную кампанию в школе, приучать разумно пользоваться электронными устройствами в рамках школьной программы.

Конечно, мы не можем оградить детей от цифровой эпохи, но мы можем повышать культуру пользования смартфонами у школьников и активнее задействовать современные технологии в учебном процессе. По этому пути и нужно идти. Тотальным запретом поставленных задач не решить.

Оксана Нехайчик, депутат Палаты представителей.

Как примирить телефоны и школу: советы учителей

Действительно, цифровые технологии занимают значительное место в нашей жизни. Но если взрослые люди часто используют различные приложения и электронные ресурсы в образовательных целях, то детей чаще всего интересует лишь развлекательные возможности того или иного гаджета. Более того, не получая из интернета новой информации, не обучаясь чему-либо новому, принесённый на урок телефон не позволяет и во время занятия впитывать знания от преподавателя.

С такой распространённой проблемой в разных странах, городах и отдельных школах справляются по-разному. Например, французские школьники больше не могут пользоваться смартфонами не только во время занятий, но даже и во время отдыха между уроками — такое решение принял Парламент Франции дабы исключить любую возможность отвлечься на посторонний предмет во время занятий.

В некоторых школах время использования смартфонов на территории школы чётко регламентируется. Передовая школа Hellerup School в Дании успешно практикует подобный подход, несмотря на то, что в учебном процессе интернет используется весьма активно — доступ к сети свободен, многие виды работы нацелены на использование компьютеров.

Читайте так же:  Как исправить запись в больничном листе

Наряду с частичным ограничением использования телефонов в школе встречаются и случаи, когда учителя по собственной инициативе забирают у учеников их гаджеты. Но, стоит заметить, что, выполняя такие действия, преподаватель может оказаться в непростой для себя ситуации .

Однако существуют и преподаватели, полагающие, что не стоит бояться технического процесса — им нужно пользоваться, но с умом! Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны».

Но каким же образом использовать телефон во время урока, чтобы гаджет наконец начал приносить пользу во время занятия?! Российские преподаватели, сумевшие ответить на этот вопрос, поделились с нами своими советами и «лайфхаками».

Прежде чем начать использовать смартфоны во благо урока, следует определить время и место телефонов во время занятий.

1. «Перевёрнутое» обучение

Начнём с того, что использовать цифровые технологии возможно настолько глобально, что изменится весь формат учебного занятия.

Вместо того, чтобы читать весь урок лекцию, преподаватель может записать лекцию самостоятельно, вне класса, тем самым освободив урочное время на практические занятия. Записанная учителем лекция размещается на доступном для учащихся электронном ресурсе. В удобное для себя время школьники заходят в интернет, смотрят обучающие видео от своего учителя, могут задать вопросы в специально для этого созданном чате, закрепляют новую тему лёгким тестом. На уроке в стенах школы преподаватель уделяет основное внимание практике, а также разбору основных вопросов по самостоятельно изученной теме. Такой подход имеет успех у большого количества молодых преподавателей (особенно в Европе) и называется «перевёрнутым обучением» (flipped learning).

2. Пойти на мировую

Если коренные изменения формата урока невозможны, то следует научиться использовать возможности гаджетов в свою пользу во время занятий в школе. Прежде всего следует провести беседу с учениками. Во время беседы стоит обсудить плюсы и минусы наличия телефонов на уроках. Преподавателю необходимо донести до учащихся, как телефоны отвлекают ребят от усвоения новой темы, чем это грозит (не наказание со стороны учителя, а невозможность усвоить новую тему, неуспеваемость и т.д.). В то же время следует принять и мнение учеников, что телефон на парте — это не обязательно отвлекающий предмет, ведь, например, посредством него родители могут связаться со своим ребёнком в экстренной ситуации.

Неплохой идеей после обсуждения острой темы станет заключение с учениками своеобразного соглашения. Это может быть стенгазета или плакат, размещённый на стене, а могут быть и бланки, похожие на настоящие документы. В таком соглашении должны быть чётко оговорены время и длительность использования гаджета. Возможны перечисления дисциплин, на который от использования телефонов лучше вообще воздержаться — например, на уроках физкультуры во избежание поломки аппарата.

Далее, указав в соглашении всё необходимое, можно подписать «документ» сообща (в случае со стенгазетой) или индивидуально. Периодически к такому документу можно обращаться, а также находить ответы на возникающие по данной теме вопросы. Таким образом, преподаватель не в ультимативной форме приказывает детям отложить телефоны (потому что это не работает), а обсуждает с ними проблему, находит выход из ситуации и вместе с детьми «разрабатывает» настоящий проект, в котором «и волки сыты, и овцы целы».

3. «Следи за смайликом!»

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет — предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Интересной идеей может стать регулирование времени использования телефона или вообще присутствия гаджета на парте с помощью цветных стикеров. Такие наклейки или стикеры со смайлами (рожицей) своим цветом или изображением будут сигнализировать о «доступности» телефона во время занятия.

Например, красная карточка или наклейка с грустным смайликом, размещённая сверху школьной доски, будет сообщать всему классу, что на данном уроке следует убрать смартфон с парты и пользоваться во время занятия им нельзя. Зелёный цвет или радостный смайл станет сигналом достать смартфоны из рюкзаков, так как на этом уроке технологии будут активно использоваться. И, наконец, жёлтый цвет или смайлик с подмигиванием возвестит о том, что смартфоны можно не убирать с парты, но они должны лежать экраном вниз.

Такой цветовой метод хорош тем, что правила пользования телефонами на уроках будут оглашены заранее, дети без лишних слов способны понять, нужен ли им на уроке сегодня гаджет, и, естественно, станут с нетерпением ожидать зелёного разрешающего цвета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если у учителя появится желание разнообразить карточную гамму, то можно взять цвет карточки за основу (красный — жёлтый — зелёный), а изображение на карточке менять. Например, на фоне запрещающего красного цвета могут оказаться злобный смайлик, грустный, со слезами, рука в знаке «стоп», перечёркнутый телефон, изображение полицейского и т.д. На зелёном разрешающем цвете можно разместить улыбающийся смайл, телефон, котёнка, единорога, солнышко и т.д. Такое разнообразие даже при запрещении телефона на занятии поднимет настроение учащимся, они обязательно станут обращать внимание на стикер уже в начале урока, будут относиться более лояльно к такой «политике» преподавателя.

Можно ли пользоваться телефоном в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here