Незаконный оборот наркотических средств

Ответы на вопросы в статье по теме: "Незаконный оборот наркотических средств" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ в статью 6.8 настоящего Кодекса внесены изменения

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 5 июня 2003 г. N 217-О, нет оснований для вывода, что новым административным законом была устранена или смягчена ответственность за приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

См. комментарии к статье 6.8 КоАП РФ

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.8, являются здоровье населения и общественная нравственность. При этом виновный нарушает нормы Закона о наркотиках, Закона о лицензировании, а также постановление Правительства РФ от 30.06.98 N 681, которым был утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный:

1) незаконно приобретает (т.е. покупает, принимает в качестве дара, предмета мены и т.п.) либо хранит (при себе, в квартире, в своем автомобиле и т.д.) наркотические и (или) психотропные вещества (указанные в упомянутом выше Перечне от 30.06.98). Их следует отличать от веществ, входящих в Список N 1 сильнодействующих веществ (утв. Постоянным комитетом по контролю наркотиков от 22.04.98).

Для правильного применения ст. 6.8 следует учитывать Список N 2 ядовитых веществ (утв. Постоянным комитетом по контролю наркотиков от 22.04.98), а также изменения часто вносимые в Перечень наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ (последний раз — пост. Правительства РФ от 22.06.09 N 507)

Если лицо приобретает или хранит сильнодействующие и ядовитые вещества, то (при наличии всех элементов состава преступления) возможно привлечение к уголовной ответственности по ст. 234 УК «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта».

В практике возникает вопрос: как разграничить объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.8, и объективную сторону преступления, предусмотренного в ст. 228 УК «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ»? Нужно сказать, что уголовная ответственность за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере влечет не административную, а уголовную ответственность. Тем не менее, законодателю, наверное, следует уточнить редакцию ст. 6.8 (например, указанием о том, что речь идет о приобретении и хранении наркотических средств и психотропных веществ в размерах, не отнесенных к крупным). При решении этого вопроса нужно руководствоваться «Сводной таблицей заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте» (опубликована в БВС РФ, 1998, N 10) и Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации»;

2) незаконно совершает такие действия как перевозка, изготовление, переработка без целей сбыта наркотических средств и (или) психотропных веществ или их аналогов (с момента вступления в силу Закона N 161, т.е. с 16.12.03). Незаконным является совершение этих действий соответствующей лицензии. При этом в настоящее время лицензируются виды деятельности, связанные с разработкой, производством, изготовлением, переработкой, хранением, отпуском и реализацией, распределением и приобретением, перевозкой (пересылкой), использованием и уничтожением наркотических и психотропных веществ.

Данное административное правонарушение считается оконченным с момента приобретения (например, покупки) или начала хранения (например, при себе) перевозки и т.п. наркотических средств и (или) психотропных веществ, либо их аналогов. Оно совершается только в форме активного поведения, т.е. действий. Сбыт даже небольших размеров наркотических веществ или психотропных веществ влечет уголовную ответственность по ст. 228 УК.

Административная ответственность, предусмотренная в ст. 6.8, именно объективной стороной отличается от административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.9 (последняя устанавливает ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ, см. коммент. к ней).

Читайте так же:  Тестирование соискателей на должность банковского работника

3. Субъектами анализируемого правонарушения могут быть:

1) граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет, см. коммент. к ст. 2.3, 2.8). Вопрос о вменяемости этих лиц требует особо тщательного рассмотрения, поскольку приобретающие для потребления наркотические и (или) психотропные вещества — больные люди;

2) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2). Лицо осознает, что приобретает наркотические средства, психотропные вещества, предвидит, что в результате нарушается установленный законом особый порядок их приобретения (хранения, оборота), и желает наступления таких последствий. С другой стороны, весьма важное значение для характеристики субъекта и субъективной стороны данного административного правонарушения имеют правила Примечания к ст. 6.8: добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ (работникам милиции, врачам и т.п.) свидетельствует об осуждении лицом своего поведения, об осознании недопустимости его продолжения и создает основания для того, чтобы к нему не применяли меры административной ответственности.

5. Статья 6.8 предусматривала ранее лишь один вид наказания — административный штраф, который назначается органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 3.5, 23.3). Однако с 16.12.03 суд может назначить виновному и такой вид наказания как административный арест сроком до 15 суток (см. коммент. к ст. 3.9, 23.1).

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

юридические науки

  • Мамедова Туркан Тельман кызы , магистр, студент
  • Городской отдел судебных приставов
  • НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ
  • НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
  • ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Похожие материалы

Проблема распространения наркомании остро стоит пред большинством государства мира. С конца прошлого века в нашей стране отмечен значительный рост числа лиц, употребляющих наркотики и увеличении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, который продолжается и в наше время. Происходит превращение наркобизнеса в одну из составных частей организованно преступности В России , идет высокая степень наркотизации населения, особенно среди молодежи.

Российский уголовный кодекс богат разнообразными статьями, которые, на первый взгляд, похожи друг на друга. К таким можно отнести положения, содержащие меры ответственности за приобретение, распространение и изготовление наркотических средств, то есть за незаконный оборот наркотиков. В медицине, как известно, наркотические средства применяются только в самых крайних случаях, когда помочь пациенту избавиться от боли не представляется возможным традиционными способами. Как правило, медицинский оборот определенных наркотиков является вполне законным. Однако наркотический эффект от многих веществ обусловил их использование в совершенно другой области. Следует различать собственно наркотические средства, их прекурсоры (промежуточные веществ в реакции), производные, психотропные вещества и соли веществ, которые не допускаются к свободному обороту в России.

Наркотические средства для реализации, также существует статья за наркотики, которая предусматривает собственно сбыт наркотических средств (228.1), а также положение о сбыте прекурсоров (228.4). Наказание назначается, таким образом, не только за производство, но и за продажу третьим лицам. При этом в судебной практике иногда возникают сложности с доказыванием умысла виновного на сбыт наркотиков или психотропных веществ. Наказание за данные действия, которые являются опасными для общества и рассматриваются как посягательство на здоровье населения и общественную нравственность, составляет от 4 до 8 лет.

Если же реализация веществ производилась в особо крупном размере, с использованием полномочий должности, организованным формированием группы лиц, то лишение свободы в этом случае может составлять от 15 до 20 лет.

Перечень запрещенных к обороту веществ

Количество изъятых средств является тем пределом, с помощью которого может быть применена любая статья за наркотики. Имеется перечень средств, которые оказывают психотропное или одурманивающее действие. Список довольно обширный, но имеются часто втречающиеся вещества, которые изымают у лиц:

  • Диацетилморфин (героин).
  • Дезоморфин. Гашиш.
  • Лизергиновая кислота.
  • Маковая соломка.
  • Метамфетамин. Опий.
  • Эфедрон.
  • Амфетамин.
  • Кодеин.
  • Кокаин и др.

Кроме этого, существуют средства, абсолютно запрещенные к обороту, и для наступления уголовной ответственности достаточно 0.0001 грамма. На практике 0.5 грамма героина достаточно, чтобы получить срок в колонии или условное наказание, в зависимости от наличия в деле смягчающих или отягчающих обстоятельств, что предусматривает статья за наркотики.

Законный оборот наркотиков — отдельно стоит отметить нарушение правил оборота наркотических средств. Это связано, прежде всего, с оборотом в той сфере, где вещества разрешены к применению, но только в ограниченных количествах или с определенной целью, а также по рецепту. Если лицо, которое несет ответственность за хранение, перевозку и другие действия с наркотическими или психотропными средствами, а также прекурсорами или растениями, содержащими наркотические вещества, нарушает указанные правила, осуществляется его привлечение к уголовной ответственности и наказание штрафом в размере до 120 тысяч рублей.

В реальности такие лица, которые несут ответственность за соблюдение правил и соответствующее хранение, а также за недопустимость хищения наркотических средств, подписывают при поступлении на службу в определенную организацию соответствующий документ о полной материальной и уголовной ответственности.

Кража наркотиков

Отдельно существует статья за наркотики в части их хищения или вымогательства. Не стоит путать простое хищение, которое можно назвать обычной кражей, с хищением наркотических средств. Равно как и вымогательство. Обычное вымогательство предусмотрено совершенно другой статьей (163 УК РФ), которая содержит санкции за данное преступление, отличные от наказания за вымогательство наркотиков. Так как лица, у которых находятся одурманивающие вещества, несут за них личную ответственность и не имеют права отдать наркотики преступнику, последние могут применить оружие или предметы, похожие на него. Также данное деяние тесно связано с угрозами убийства или причинения тяжкого вреда здоровью для того, чтобы забрать насильственным путем наркотики. Статья УК РФ под номером 229 пункт «в» часть 3 содержит прямое указание на такой характер преступления. Соответственно, деяние подлежит квалификации именно по данной норме.

Таможенные преступления.Еще один вид оборота наркотических средств – контрабанда. Под данным термином понимается незаконная перевозка определенных вещей (в том числе и наркотиков) через государственную границу с нарушением таможенных правил. В России контрабанда одурманивающих и психотропных веществ предусмотрена в Уголовном кодексе и наказывается реальным сроком нахождения в колонии от 3 до 7 лет. Применение угрозы в отношении таможенного работника, а также если деяние совершается организованной группой, квалифицируется по данной статье и наказывается лишением свободы на срок от 15 до 20 лет.

Читайте так же:  Кто распоряжается землями лесного фонда

Склонение к употреблению

Если существует статья за употребление наркотиков, должна существовать и норма права, предусматривающая склонение к употреблению, так как чем больше потребителей, тем лучше для наркодилеров. За склонение Уголовный кодекс в виде статьи 230 предусматривает реальный срок в колонии от 3 до 5 лет. Часто к употреблению наркотических веществ, которые с первого раза вызывают привыкание, склоняют еще не оформившихся психологически несовершеннолетних граждан, что может привести к смерти потерпевших. Данное деяние рассматривается в указанной статье под пунктами «а» и «б» части 3 и наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Квалифицирующие признаки

В любой из указанных статей, которые связаны с незаконным оборотом одурманивающих средств, существует как минимум три части. Соответственно, в первой части статья за употребление наркотиков (228) предусматривает значительный размер таких веществ (зависит от вещества), во второй части – крупный, в третьей – особо крупный размер. В остальных статьях вторая и третья части предусматривают преступные деяния, которые совершены в отношении двух или более лиц, несколькими лицами или в отношении несовершеннолетних, а также лицом с использованием своих должностных полномочий или организованным преступным формированием соответственно. Такие преступления, которые указывают на систематический характер незаконного оборота в особо крупном размере, наказываются соразмерно преступлению (от 10 до 20 лет, как указано ранее). Таким образом, статья за распространение наркотиков может содержать описание как простого преступления, так и тяжкого или особо тяжкого. Чем крупнее объем наркотрафика, чем больше должностных лиц в этом задействовано, тем строже наказание (статьи за сбыт – 228.2 и 228.4).

Перемещение наркотических средств и сбыт

Для сбыта наркотических средств применяются разнообразные методы и способы, которые наносят вред не только непосредственно тем, кто затем употребляет одурманивающие вещества, но и тем, кто напрямую их продает. Известны случаи, когда для перевозки одурманивающих веществ из-за границы люди глотали капсулы с наркотиком, который затем извлекали общеизвестным способом. Если достать капсулы с содержимым не удается (происходит механическое повреждение емкостей прямо в желудке), человек умирает от передозировки. Таким образом, можно отметить, что за сбыт наркотиков статья предусматривает наказание намного строже, чем за изготовление или хранение и переработку без цели продажи или безвозмездной реализации. Это связано с тем, что в первом случае общественная безопасность нарушается в большем размере, чем во втором.

Содержание притона

Несут также уголовную ответственность и те, кто стабильно предоставляет какое-либо помещение для употребления или изготовления кустарным способом одурманивающих веществ. В данном случае статья за распространение наркотиков уже не будет применяться. Преступление квалифицируется по статье 232 – содержание притонов. Это может быть квартира, хозяева которой сами употребляют одурманивающие вещества, предоставляя право пользоваться своей жилой площадью третьим лицам для реализации планов по изготовлению и использованию наркотических веществ.

Любые меры, предпринимаемые для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, способствует спасению человеческих жизней, экономическому, социальному и нравственному возрождению страны.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Статья просмотрена: 1618 раз

Библиографическое описание:

Алиев А. Н. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 264-265. — URL https://moluch.ru/archive/39/4567/ (дата обращения: 16.12.2019).

Актуальность проблемы борьбы с наркоманией и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ не нуждаются в доказательствах. С древних времен известно, что наркомания это болезнь приносящая опасность обществу и по настоящее время, наркомания является одной из самых главных и острых проблем, с которыми в плотную сталкивается наше общество вот уже не первый десяток лет. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.

По поводу столь стремительного распространения наркомании в Таджикистане существует различные точки зрения.

Еще никогда в истории проблема немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ не становилась такой актуальной для всего мира и для Таджикистана в частности. Не смотря на это у мирового сообщества до сих пор нет единой политики и общих взглядов на данную проблему. Различные страны, каждая по своему определяет политику в отношении тех или иных наркотиков. Наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ это тот случай, когда статистику можно и не приводить. С одной стороны, они чуть ли не каждодневно называются в средствах массовой информации. С другой стороны – эти данные приблизительны, как приблизительна и статистика преступлений, связанных с наркотическими средствами. Действительность еще хуже. Наркомания и незаконный оборот наркотиков – «проблема века», к тому же устойчиво переходящая из XX в XXI, да еще и «транснациональная».

Потребление наркотиков в СССР начало расширяться в конце 1970-х годов. В основном наркотики распространялись среди молодежи, находившейся под влиянием разных субкультур. В дальнейшем после распада СССР в независимом Таджикистане, как и в других развитых странах, потребление психоактивных наркотиков распрастронилась на более широкие слои молодежи, но в отличие от стран Запада, процесс распространения наркотиков в Таджикистане проходил намного медленнее, также Таджикистан пережил болезненный процесс перехода к независимости, породившего гражданскую войну, в огне которой погибло более ста тысяч мирных жителей, а около миллиона стали беженцами. В июне 1997 года правительство и исламская оппозиция подписали Соглашение о мире, однако на смену боевым действиям пришла другая беда – наркотики. Из соседнего Афганистана, с которым Таджикистан разделяют почти полтора тысячи километров границы, вначале потекли, а потом хлынули потоки героина.

Читайте так же:  Порядок выдачи справки 2 ндфл работнику

В последнее время в Таджикистане получил распространение сильнодействующий вид наркотика – героин. Героин это синтетическое средство производное морфина, по наркотической активности превосходящее его в несколько раз и может быть различным по форме и цвету. Это может быть порошок или гранулы белого, бежевого, коричневого или черного цвета.

Это вещество обладает высоким потенциалом и действует непосредственно на центральную нервную систему.

Большинство разновидностей героина доставляется из районов его получения в относительно чистой форме, однако на потребительский рынок он поступает обычно значительно разбавленный. Часто содержит в своем составе наполнители – муку, крахмал, окись кремня, хинином, а также некоторые лекарственные средства – барбиратураты, метаквалон, новокаин и др. Обычно употребляется путем ингаляции паров после нагревания или инъекции водного раствора, либо порошка[1].

Данные экспертного опроса показывают, что ситуация с наркоманией в Таджикистане в последнее время значительно ухудшилась. В качестве основных причин ухудшения ситуации с наркоманией в республике респонденты называют безработицу и отсутствие профилактической работы среди населения. В настоящее время пересечением незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Республики Таджикистан активно занимаются пограничники, правоохранительные органы и таможенная служба. Координирует эту работу Агентство по контролю за наркотиками. Оно также осуществляет оперативно-розыскные и следственные мероприятия наряду с другими силовыми структурами.

Таджикистан уже присоединился к международным Конвенциям в области по контролю за наркотиками 1961, 1971 и 1988 годов. Открыта программа ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности. Основной целью стратегии Управления ООН по контролю за наркотиками является консолидация усилий специализированного национального агентства в сотрудничестве с другими агентствами по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Осуществляется это путем:

    усиления сотрудничества с соседними странами для заслона потока наркотиков из-за рубежа через Таджикистан;

    усиления сотрудничества с агентствами западных стран для освоения лучшего опыта борьбы с оборотом наркотиков.

    Помощь международного сообщества Таджикистану, которая предоставляется через Управление ООН по контролю за наркотиками, положительно сказалась на всем регионе. Результативнее стали перехватывать и предотвращать распространения наркотиков. Тем не менее, до сих пор борьба с наркобизнесом имеет ограниченный успех. Наркодельцы находят новые и, как правило, более изощренные способы контрабанды наркотиков, включая так называемые «живые контейнеры». Одним из наиболее распространенных способов контрабанды наркотических средств является их перемещение через таможенную границу Республики Таджикистан автомобильным, железнодорожным транспортом и пешим ходом[2]. На сегодня более 80% выявленных на транспорте наркокурьеров пытались перевезти наркотики путем их заглатывания [3].

    Для решения проблемы наркомании и незаконного оборота наркотиков необходимо предусмотреть следующие меры :

      укрепить охраны таджикско-афганской границы;

      повысить уровень оснащенности правоохранительных органов и профессиональной подготовки сотрудников;

      пропаганда здорового образа жизни с использованием СМИ;

      создание институтов психологической реабилитации больных наркоманией;

      внедрение программ социальной поддержки бывших наркоманов;

      установить близкое сотрудничество между всеми государственными службами, имеющими необходимые полномочия борьбы с наркобизнесом и терроризмом. Создать единые базы данных, используя программное обеспечение, которое является совместимым для государственных служб.

      Абдуназаров К. А. Некоторые вопросы таможенной деятельности, Душанбе, 1996 г.

      Имомов М. С., Вестник РТСУ/ Алиев А. Н., Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ: криминалистическая характеристика и предупреждение, Душанбе 2011 г.

      Хасанов К. Таможенный заслон на пути наркотрафика, Душанбе, 2003 г.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Всемирный доклад о наркотиках на 2008 год. ООН Управление по наркотикам и преступности. Нью-Йорк, 2009 г.

      Незаконный оборот наркотиков (стр. 1 из 19)

      РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

      КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

      Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

      Дипломная работа студентки

      V курса заочного отделения

      Крыловой Юлии Евгеньевны

      Жеребцов Юрий Сергеевич

      1.Преступления против здоровья населения. 19

      1.1.Общая характеристика преступлений против здоровья населения. 19

      1.2. История развития уголовного законодательства о

      преступлениях против здоровья населения. 25

      2. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка

      либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. 28

      3. Незаконное культивирование запрещенных к

      возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. 57

      4. Организация либо содержание притонов для потребления

      наркотических средств или психотропных веществ. 61

      5. Судебная практика. 65

      Человек испокон веков искал и ищет способы доставить себе удовольствие, облегчить свои страдания, либо иным образом спрятаться от пугающей его действительности путем применения различных одурманивающих веществ. Все многообразие видов наркомании существует издавна, и наш век высоких технологий не внес ничего принципиально нового в этой области.

      Так, в странах Индокитая действовали традиции потребления листьев каннабиса; в Южной Америке индейцы употребляли (жевали) листья кока; в Юго-Восточной Азии было распространено потребление различных опиатов (опиум-сырец, гашиш и некоторые другие).

      Такого рода немедицинское потребление наркотических веществ было небольшим и объяснялось в основном национальными и религиозными традициями.

      На рубеже XIX — XX вв. такое потребление стало постепенно увеличиваться и приобрело черты целой социальной проблемы в ряде стран. Такой всплеск потребления наркотиков, на мой взгляд, можно объяснить тем, что именно в эти века стала бурно развиваться наука, рушились старые взгляды на мироустройство, начали быстро расти города, и люди начали искать убежища от тяжелой действительности в собственных эйфоричных мечтах, грезах. Этот всплеск был также обусловлен тем, что именно с XIX в. Наркотики из районов традиционного потребления (Индокитай, Юго-Восточная Азия) стали появляться в Западной Европе, а оттуда — в США. Здесь необходимо отметить, что на “родине наркотиков” их потребление, хотя и было традиционным, но ограничивалось сильнейшим механизмом — религиозными и социальными общепринятыми и зачастую негласными законами, чего не было в европейских странах и в Америке.

      Читайте так же:  Расчет доплаты за совмещение должностей

      Однако очень скоро стало ясно, что срочно необходимо разработать действенные и эффективные законы, регулирующие данные общественные отношения. И вот в 1845 году во Франции был принят закон о наркотических веществах, а затем аналогичные постановления против наркомании были приняты в некоторых штатах США.

      В связи с контрабандой наркотиков в Европу и Северную Америку встал вопрос о принятии международных мер борьбы с наркоманией.

      Первой акцией в этом направлении явился созыв Шанхайской опиумной комиссии 1909 года с участием представителей 13 государств. Это было начало международного контроля за распространением наркотических веществ.

      В начале XX в. была предпринята попытка ограничить распространение препаратов опия. В 1911 — 1912 гг. в Гааге проводилась Международная конференция по опиуму, в которой принимали участие представители 12, в том числе и Россия. На конференции была выработана первая в мире Конвенция о наркотиках. Конвенция предусматривала меры, направленные на свертывание производства, торговли и употребления опиума. Конвенция также предполагала контроль и за медицинским применением наркотиков.

      После I Мировой войны наркомания стала серьезной социальной проблемой, а в некоторых районах потребление наркотиков приобрело размах бедствия.

      Было принято решение возложить на международную организацию Лигу Наций контроль за международным сотрудничеством в области борьбы с распространением наркотиков, а также было принято два международных правовых акта:

      1. Женевское соглашение о запрещении производства, внутренней торговли и использования очищенного опиума — от 11.02.25

      2. Международная конвенция по опиуму, подписанная в Женеве 19.02.25. СССР присоединился к данной конвенции 29.11.36 г.

      Тем не менее вопросы уголовно-правового преследования лиц, виновных в незаконном производстве и распространении наркотических веществ регулировались национальным, внутренним правом каждой отдельно взятой страны.

      Торговцы наркотиками стали объединяться в международные преступные организации, в связи с чем и возникла необходимость введения международных уголовно-правовых мер ответственности за преступления, связанные с наркотиками. Женевская конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами от 26.06.36 г. предусматривала возможность выдачи преступника иностранному государству для привлечения к ответственности.

      Третий этап международного сотрудничества в области борьбы с наркоманией начался с момента создания ООН.

      В 1946 году ООН приняла резолюцию, которой утвердила комиссию по наркотическим средствам. В 1961 г. этой комиссией был выработан международный многосторонний договор о наркотических средствах. СССР его подписал 13.12.64 г.

      Как завершающую стадию создания системы международного контроля за производством и распространением наркотических веществ, можно отметить подписание 21.02.71 года в Нью-Йорке Конвенции о психотропных веществах.

      Не менее интересными и нужными, на мой взгляд, представляются вопросы, касающиеся истории Отечества. Рассмотрим вопросы исторического развития правовых норм по контролю над наркотиками в этом аспекте.

      С первых лет существования СССР нашим государством создавалась система правовых мер, устанавливающих контроль за наркотическими веществами. Постановлением ЦИК и СНК от 23.05.28 г. было запрещено свободное обращение кокаина, героина, гашиша. Приказом Наркомздрава СССР от 11.11.38 г. были установлены Правила приема, хранения, отпуска сильнодействующих лекарственных препаратов в лечебных учреждениях страны.

      Не стояли на месте и уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. предусматривал несколько норм, устанавливающих ответственность за незаконные операции с наркотическими веществами. Так, например, ст.104 предусматривала ответственность за изготовление, хранение и сбыт одурманивающих веществ, а также ответственность за содержание притонов, в том числе, в которых производится сбыт или потребление перечисленных веществ. Уголовному преследованию подвергались также незаконные операции с наркотиками и с сырьем для их производства.

      Кроме того, уголовную ответственность по “наркотическим вопросам” предусматривали все УК всех союзных республик, принятые в 60-е годы.

      Указом Президиума ВС СССР “Об усилении борьбы с наркоманией” от 25.04.74 г. в УК РСФСР были внесены дополнения, конкретизирующие более общие положения и предусматривающие более строгую ответственность “. за незаконное изготовление, хранение, приобретение, перевозку наркотиков. ”.

      Новое уголовное законодательство обобщает все наработки в этой сфере, делая новый конструктивный шаг в борьбе с наркотическими веществами их производителями и распространителями.

      Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности.

      Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского общества в уже ближайшей перспективе.

      Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков.

      В России, к сожалению, подобная система находится в зачаточном состоянии. Такое положение на фоне роста числа наркоманов, количества преступлений, совершаемых под воздействием наркотиков, требует от общества принятия незамедлительных радикальных шагов.

      Они должны быть сделаны как со стороны правительственных структур, так и со стороны средств массовой информации, учреждений культуры, а также национально ответственного бизнеса.

      Принципиально важно, чтобы в самое ближайшее время было радикально изменено отношение российского общества к проблеме наркомании: от существующего достаточно равнодушного активному противодействию. Каждый должен осознать тот факт, что борьба с наркоманией начинается, прежде всего, с семьи, со школы, с института и оставаться в стороне, надеяться, что государство сделает все без поддержки граждан, просто наивно и даже преступно.

      Распространение наркомании на территории бывшего Советского Союза и, в первую очередь, в России происходит угрожающими темпами.

      Незаконный оборот наркотиков (стр. 1 из 6)

      Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ — чрезвычайно сложное, многогранное, общественно опасное явление, которое с каждым днем приобретает все большие масштабы, глубже проникает в жизнь общества.

      Наркотические средства и психотропные вещества имеют двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения. С другой — их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением.

      Читайте так же:  Срок исковой давности за невыдачу трудовой книжки

      Если в 1980 г. по России было зарегистрировано 6,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 1990 — уже 15,5 тыс., в 1998 г. этот показатель достиг уровня 92,5 тыс. С 1990 г. количество преступлений, связанных с наркотиками, выросло на территории России более чем в 10 раз. По данным МВД России, в 1999 г. зарегистрировано более 216 тыс. таких преступлений, а за 2003 г. — около 228 тыс. В 2004 г. зарегистрировано более 250 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, 110 тыс. из них квалифицировались как тяжкие и особо тяжкие. За 2004 г. только в Ростовской области зарегистрировано 11 693 преступления, связанных с наркотиками, и к тому же эти показатели гораздо ниже реально существующих, поскольку велика латентность данного вида преступлений[1] .

      Изыскиваемые средства и методы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, разрабатываемые законодательные и иные направленные против него меры отстают от скорости его распространения и изобретаемых преступниками способов извлечения доходов от сферы наркобизнеса.

      Незаконный оборот наркотиков, являясь весьма выгодным с финансовой точки зрения промыслом, признается общественно опасным и преступным деянием большинством стран мирового сообщества, причем во многих государствах его отдельные проявления расцениваются как тяжкие и особо тяжкие преступления. Настораживает тот факт, что лица, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, объединяются в устойчивые организованные группы, преступные сообщества (преступные организации). В процессе функционирования эти группы и сообщества, с одной стороны, берут под свой контроль и втягивают в наркобизнес лиц, совершающих в одиночку преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, а с другой — устанавливают устойчивые связи между собой, проникают за пределы государственных границ с целью осуществления незаконного оборота наркотиков, что чревато, кроме всего прочего, еще и межнациональными и международными конфликтами.

      Одна из самых тревожных особенностей наркоситуации в России — высокие темпы роста числа наркоманов среди подростков и молодежи. Наркомания стремительно молодеет. Почти две третьих потребителей наркотиков — лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.

      Проблема наркомании стала острой практически для всех регионов Российской Федерации. Рост наркомании привел в ряде из них к эпидемическому распространению ВИЧ-инфекции. По данным Минздрава и МВД, более 80% вновь выявленных в 2003-2004 гг. ВИЧ-инфицированных заразились через шприцы при употреблении наркотиков.

      Таким образом, незаконный оборот наркотических средств разрушает экономику, социальную сферу, повышает уровень преступности, разлагает моральные устои общества, поражает своим негативным влиянием большое количество молодежи, провоцирует конфликты. Его можно рассматривать как угрозу национальной безопасности России.

      1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА БОРЬБУ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ

      1.1 Досоветское законодательство

      Свое шествие по миру наркотики начали в IX веке. До начала XX века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотических средств. Но уже в начале ХХ века рост наркомании вынуждает законодателя пойти на принятие мер борьбы с нарастающей опасностью. В Уголовном уложении 1903 г. в главе “О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие” имелось общее отделение “О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих”. По основаниям ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой) Уголовное уложение 1903 г. дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи. В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой – лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий.[2]

      Таким образом, были криминализированы только некоторые составы преступлений, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ. Уголовная ответственность за преступные операции с наркотиками в России появилась позже.

      1.2 Законодат ельство периода СССР

      В отличие от Уголовного уложения 1903 г. УК РСФСР 1922 г. в ст. 215 упоминал об уголовной ответственности за приготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ. Наркотики не были еще распространены настолько, чтобы обрушивать на них мощь уголовно-правовых мер.

      В последующие годы в главу VIII Кодекса вводились статьи об ответственности за новые преступления: была введена ответственность за изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ, посев опийного мака, индийской, южно-маньчжурской или южно-чуйской конопли; за нарушение установленных правил производства, хранения, учета и другие действия с наркотическими средствами; за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков и т. д.

      В 1938 г. принимается постановление Совнаркома о правилах потребления, сбыта и перевозки наркотиков, ядовитых и сильнодействующих веществ. С 1952 по 1962 г. в республиканские уголовные кодексы вводится новая статья, предусматривающая ответственность за сбыт, хранение и перевозку наркотиков.

      В 70-х годах наркотики стали распространяться в молодежной среде. На это стремительно отреагировал подпольный рынок, который начал поставлять кустарно изготовленные наркотические препараты. Политика борьбы с наркоманией носила ярко выраженный характер искоренения этого явления, а главное, самих наркоманов из жизни людей.

      Видео (кликните для воспроизведения).

      Новый УК РСФСР 1960 г. расширил пределы уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими и сильнодействующими веществами. В него были включены составы преступлений, непосредственно связанные с незаконным обращением с наркотическими веществами. Предусматривалась уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, сбыт, посев и выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества. Позднее была установлена также ответственность за незаконные операции с сильнодействующими веществами.

      Незаконный оборот наркотических средств
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


      УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

      8 800 350 84 37

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here