Профстандарт библиотекаря в образовании

Ответы на вопросы в статье по теме: "Профстандарт библиотекаря в образовании" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Профстандарт библиотекаря в образовании

Министерство труда
и социальной защиты

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от 10.01.2017 № 10н

Специалист в области воспитания

Регистрационный номер
Общие сведения

I. Общие сведения

Педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей

Отнесение к видам экономической деятельности:

Образование начальное общее

Образование основное общее

Образование среднее общее

Образование профессиональное среднее

Образование дополнительное детей и взрослых

Сообщество школьных библиотекарей Поволжский округ

Профстандарт по должности «педагог-библиотекарь»

Коллеги! Вступил в силу профессиональный стандарт педагога-библиотекаря!
Минтруд России своим приказом от 10 января 2017 г. № 10н утвердил профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания».

Профстандарт распространяется на педагогические должности:

  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • педагог-организатор;
  • воспитатель (кроме воспитателя детского сада);
  • старший воспитатель (кроме старшего воспитателя детского сада);
  • педагог-библиотекарь;
  • тьютор.

Приказ вступил в силу с 6 февраля 2017 года.
Доступно по ссылке: http://edu53.ru/np-includes/upload/2017/02/01/11191.pdf

Материал разместила Елена Сорокина,

Сообщество школьных библиотекарей Поволжский округ

Проект профстандарта «Педагог-библиотекарь»

Самарское отделение РШБА, приглашает к участию в вебинаре ЦРО, где будет обсуждаться ПРОЕКТ профстандарта «Педагог-библиотекарь», разработанный научно-исследовательским коллективом КемГУКИ.

Вебинар состоится 2 декабря 2014 года, в 12:00

Докладчики из Кемерово:
Гендина Наталья Ивановна, д.п.н., профессор, директор НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ, академик Международной академии информатизации.
Пилко Ирина Семеновна, д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Кем ГУКИ), руководитель проекта.

Разработчики стандарта ответят на интересующие вопросы. Будет интересно!

Более подробную информацию смотрите здесь:

Полезные ссылки:

Проект профстандарта «Педагог-библиотекарь», разработанный научно-исследовательским коллективом КемГУКИ:

Материал подготовлен Еленой Сорокиной,

Рекомендуемые публикации

Комментарии к публикации: “Проект профстандарта «Педагог-библиотекарь»”

  1. Elena пишет:
    06 Декабрь 2014, 03:10

Здравствуйте! Уважаемые специалисты, прошу прощения за беспокойство. Я, студентка СПбГУКИ, пишу диплом по теме «Организация деятельности школьных библиотек в условиях реализации программы развития образования до 2020 г.» и мне необходимо провести опрос (вопросы ниже) среди школьных б-к России (выбраны произвольно). Буду очень признательна, если Вы уделите мне немного Вашего времени. Заранее спасибо!

. Полное название Вашей библиотеки. . (или город).

1) Какие разделы, по Вашему мнению, необходимо включить в «Программу развития образования до 2020 года»?
2) Считаете ли Вы необходимой разработку программы развития школьной библиотеки для каждой отдельно взятой школы?
3) Какое направление развития школьных библиотек наиболее актуально на предстоящие 2015-2020-е гг.?
4) Укажите, пожалуйста, Ваш стаж работы в школьной библиотеке.
5) Укажите, пожалуйста, Ваше образование (специальное или неспециальное — выбрать).
6) Что конкретно Вы готовы предложить для «Программы развития школьных библиотек» (творческие проекты)? (Возможно, что-то уже внедрено в практику?)

С уважением, Елена и научный руководитель Ольга Рафаэльевна Старовойтова, Галина Феофановна Гордукалова, СПб ГУКИ

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Нормативно – правовые документы

Федеральные документы


Оценка эффективности и качества библиотечных услуг


ГОСТы СИБИД

ГОСТ Р 7.0.103─2018 Библиотечно- информационное обслуживание. Термины и определения (pdf) – New!
Новый стандарт устанавливает термины и определения понятий в области библиотечно- информационного обслуживания как одного из видов библиотечно- информационной деятельности. Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по информационной и библиотечной деятельности


Аттестация библиотекарей. Профстандарты


Нормирование труда в библиотеке


Нормативы


Дорожная карта


Формирование фондов


Региональные документы


Премии Губернатора Свердловской области в библиотечной сфере

Охрана труда и техника безопасности в школе

В общеобразовательных учреждениях должностные инструкции для некоторых сотрудников необходимо разработать на основе утвержденных Профессиональных стандартов.

В данном разделе рассмотрим разработанные нами новые должностные инструкции в школе по профстандартам (2019 год) в качестве образца для использования работниками общеобразовательных организаций и учреждений.

Представленные должностные инструкции работников школы — лишь образец инструкций в соответствии с Профстандартами, которые могут быть дополнены и изменены с учетом специфики каждого в отдельности образовательного учреждения или организации.

Должностные инструкции
педагогических работников по профстандарту

На данный момент нами разработаны должностные инструкции в соответствии с профстандартами для учителя и инструктора по физкультуре, для учителей математики, русского языка и истории, учителей начальных классов школы, математики, физики и биологии, учителей химии, ИЗО и технологии.

С учетом соответствующих профстандартов разработаны должностные инструкции старшего вожатого и тьютора школы, педагога-организатора, социального педагога и педагога-психолога, педагога-библиотекаря, воспитателя ГПД и педагога дополнительного образования.

1. Профстандарт учителя математики, русского языка, начальных классов, воспитателя ГПД — 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изм на 5 августа 2016 г;
2. Профстандарт педагога-психолога — 01.002 «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н;
3. Профстандарт педагога дополнительного образования — 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н;
4. Профстандарт педагога-организатора, педагога-библиотекаря, социального педагога, тьютора, старшего вожатого — 01.005 «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г N 10н;
5. Профстандарт инструктора по физкультуре — 05.005 «Инструктор-методист», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г N 630н.

Вебинар «Профстандарт педагога-библиотекаря: состояние и перспективы внедрения в образовательной организации»

В рамках вебинара, проходившего 16 февраля 2017 г., рассматривались вопросы:

  • реализации Профстандарта «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10), в части касающейся позиции 3.5. Обобщенная трудовая функция «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования»;
  • дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, связанной с деятельностью библиотек образовательных организаций и их специалистов и разработкой профессиональным сообществом Профстандарта «Педагог-библиотекарь»;
  • повышения требований к качеству дополнительного библиотечно-информационного образования и др.

Спикеры:

  • Кудрина Е.Л. – ректор корпоративного университета АНО ДПО «ЦРМК-образовательные программы»
  • Ланкина И.В. – начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России
  • Жукова Т.Д. – президент РШБА
  • Иванченко Д.А. – начальник методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО

Материал к теме Вебинара из журнала «Школьная библиотека»:

Каков профстандарт у библиотекаря?

Что такое профстандарт?

Трудовое законодательство, давая определение профессиональному стандарту, устанавливает его как характеристику совокупности данных, составляющих квалификацию работников и требующихся им для исполнения трудовых функций. Под квалификацией при этом понимаются знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы определенного уровня, необходимые для занятия должности.

Разработано и утверждено около 800 профессиональных стандартов, относящихся к различным видам трудовой деятельности и профессий. С 1 июля 2016 года они рекомендованы к применению работодателям при выборе трудовых кадров, а для некоторых видов деятельности следование положениям профстандартов и вовсе является обязательным.

Принят ли профессиональный стандарт библиотекаря?

Чтобы найти нужный документ, нужно обратиться к базе профстандартов на сайте Минтруда по адресу: www.rosmintrud.ru или же на сайте ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России по адресу: http://vet-bc.ru — на обоих ресурсах стандарты можно найти в разделе «Профессиональные стандарты».

Правда, при попытке отыскать здесь профстандарт для библиотекаря по совпадению слов в названии должности или виду деятельности вы увидите, что отдельного профстандарта для профессии библиотекаря пока не принято. На момент написания статьи (середина 2016 года) идет лишь обсуждение проектов профстандартов «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» и «Библиотекарь-педагог». Трудовые функции, перечисленные в этих документах, близки к традиционной деятельности библиотекаря: комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми информационными ресурсами, организация электронных каталогов и т. д.

Однако это всего лишь проекты. Единственный профстандарт, который имеет отношение к деятельности библиотекаря и утвержден к моменту написания этой статьи, называется «Профессиональный стандарт «Техник по документации плавучей атомной станции»» (утвержден приказом Минтруда РФ от 07.15.2015 № 279н). На примере этого документа и рассмотрим основные положения профстандарта библиотекаря и правила применения его норм.
Содержание профессионального стандарта библиотекаря


Профстандарт включает в себя следующие разделы:

Общие положения.
Перечень трудовых функций.
Описание трудовых функций.
Сведения о разработчиках стандарта.

Общие положения содержат наименование трудовой деятельности, указание цели деятельности и прочие базовые условия. Несмотря на то что видом деятельности в профстандарте техника по документации плавучей атомной станции заявлена организация технической эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС), в наименовании базовой должности (профессии) заявлено «библиотекарь» с необходимой специальностью «библиотековедение».

Стандарт содержит 2 трудовые функции:

обеспечение работы техбиблиотеки ПАТЭС;
обеспечение защиты информации техбиблиотеки ПАТЭС.

Для выполнения каждой из них от работника требуется 4 уровень квалификации. Критерии уровней квалификации установлены приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н, согласно которому 4 уровню соответствует среднее профобразование по специальности. Опыта работы в отношении указанного вида деятельности не требуется.
Практическое применение профстандарта

Как применять условия профстандарта на практике?
Законодательство устанавливает только 2 случая обязательного следования нормам стандарта:

Видео (кликните для воспроизведения).

при прямом указании на это в законах;
если работа в должности влечет предоставление каких-либо льгот или наложение ограничений.

Ни к одному из указанных случаев описанный выше профстандарт не относится. Это значит, что он носит рекомендательный характер, требующий от работодателей учитывать его нормы при формировании кадровой политики, аттестации и обучении сотрудников. При этом несоответствие работника условиям профстандарта не является основанием для увольнения, а всего лишь предписывает руководству обучить или переобучить сотрудника.

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно информационной деятельности

Библиотеки не утрачивают актуальности даже сейчас, когда любую информацию можно найти в интернете. Они помогают читателям сориентироваться в разнообразии книжных и периодических изданий.

Обязанности специалиста

Профессия библиотекаря относится к разряду служащих. Главной его задачей является создание надлежащих условий для пользования библиотечным фондом. Библиотекарь оказывает посетителям библиотеки помощь в подборе требуемых книг и документации, он должен хорошо разбираться в художественной, научно-популярной, специальной литературе.

В обязанности сотрудника библиотеки входит:
  • знание количественного и качественного состава библиотечного фонда;
  • уметь правильно оказывать консультативную услугу читателям;
  • принимать и оформлять книги и документы;
  • формировать библиотечный фонд с учетом читательских интересов;
  • вести учет движения и выдачи книг читателям, ведение картотеки;
  • обеспечивать сохранность книг;
  • знать библиографоведение и библиотековедение;
  • владеть современными информационно коммуникативными технологиями и навыками работы в интернете;
  • взаимодействовать с другими библиотекарями и изучать опыт передовых библиотек;
  • оформлять тематические стенды;
  • обслуживать разные категории читателей, создавать условия для реализации их творческих способностей;
  • организовывать встречи читателей с писателями;
  • уметь работать с краеведческим материалом;
  • организовывать и проводить мероприятия, выставки, конференции, связанные с деятельностью библиотеки;
  • вести внутреннюю нормативную документацию.

Библиотекарь несет полную материальную ответственность за сохранность всех книг.

Какую квалификацию и образование должен иметь библиотекарь

На должность библиотекаря принимают людей, имеющих средне-специальное образование. Не обязательно при этом иметь специальность библиотекаря, на эту должность берут людей с гуманитарным образованием. Профессию можно освоить в библиотечном колледже, Институте культуры и искусства, где есть библиотечное отделение. Также возможно прохождение высших библиотечных курсов.

Работать в должности библиотекаря могут лица:

  • имеющие средне-специальное образование, окончившие колледж культуры и искусства по специальности библиотекарь, специалист по документационному управлению и архивоведению;
  • выпускники высших специальных заведений, имеющих специальность библиографа, сотрудника библиотеки, научного работника библиотеки;
  • непрофильное образование – любое высшее образование в гуманитарной области.

Библиотекарским делом могут заниматься лица, имеющие специальность архивариуса, музеолога, филолога, культуроведа, документоведа. На рабочем месте регулярно проводится аттестация работников библиотеки. Сотрудникам присваиваются следующие квалификации:

  • ведущий библиотекарь – специалист, имеющий высшее профессиональное образование, оно может быть связано с библиотечной деятельностью, культурой, искусством, педагогикой, чтобы стать ведущим библиотекарем, необходим трехлетний стаж в данной области;
  • библиотекарь 1 категории также имеет высшее образование, стаж работы не меньше трех лет;
  • библиотекарь 2 категории может иметь как высшее, так и среднее профессиональное образование в области библиотечного дела, культуры, искусства, при наличии высшего образования стаж не обязателен, при среднем образовании стаж должен составлять три года;
  • библиотекарь должен иметь среднее профессиональное или полное среднее образование, к стажу требований нет.

Особенности работы педагога-библиотекаря

Деятельность педагога-библиотекаря связана с работой в общеобразовательных учреждениях. В большинстве случаев для такой работы берут специалистов с высшим педагогическим образованием.

Деятельность педагога-библиотекаря связана с проведением учебно-методической работы, специалист сопровождает образовательный процесс. Библиотекарь обслуживает и учащихся, и преподавательский состав. К педагогу-библиотекарю предъявляются следующие требования:

  • знание приоритетных направлений развития системы образования РФ и законодательство о библиотечном деле;
  • хорошо ориентироваться в содержании художественной, научно-популярной литературы, периодических изданиях в рамках специфики образовательного учреждения;
  • уметь осуществлять информационно-библиотечную деятельность в образовательной сфере;
  • знать основы возрастной педагогики и индивидуальные аспекты развития детей разных возрастов.

Педагог-библиотекарь принимает участие в реализации образовательного процесса: начального, среднего, общего. А также поддерживает интерес учащихся к чтению и литературе, способствует формированию культурной личности.

Педагог-библиотекарь должен уметь входить в контакт с учащимися, привлекать их к самообразовательной деятельности внутри учебного заведения.

Представленная профессия требует хорошего образования, разностороннего развития, высокого культурного уровня, не менее важен личностный уровень развития и высокий уровень коммуникабельности, поскольку работа предполагает общение с людьми. Эта на первый взгляд легкая профессия требует наличия много знаний и умений, трудолюбия и ответственности. Библиотекарь – это высоко эрудированная личность, знаток литературы и искусства.

Каков профстандарт у библиотекаря?

Профстандарт библиотекаря представляет собой документ, устанавливающий определенные требования к специалистам этой профессии. Где можно ознакомиться с профстандартом библиотекаря и какие основные положения он содержит, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое профстандарт?

Трудовое законодательство, давая определение профессиональному стандарту, устанавливает его как характеристику совокупности данных, составляющих квалификацию работников и требующихся им для исполнения трудовых функций. Под квалификацией при этом понимаются знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы определенного уровня, необходимые для занятия должности.

К моменту написания этой статьи разработано и утверждено около 800 профессиональных стандартов, относящихся к различным видам трудовой деятельности и профессий. С 1 июля 2016 года они рекомендованы к применению работодателям при выборе трудовых кадров, а для некоторых видов деятельности следование положениям профстандартов и вовсе является обязательным.

Принят ли профессиональный стандарт библиотекаря?

Чтобы найти нужный документ, нужно обратиться к базе профстандартов на сайте Минтруда по адресу: www.rosmintrud.ru или же на сайте ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России по адресу: http://vet-bc.ru — на обоих ресурсах стандарты можно найти в разделе «Профессиональные стандарты».

Правда, при попытке отыскать здесь профстандарт для библиотекаря по совпадению слов в названии должности или виду деятельности вы увидите, что отдельного профстандарта для профессии библиотекаря пока не принято. На момент написания статьи (середина 2016 года) идет лишь обсуждение проектов профстандартов «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» и «Библиотекарь-педагог». Трудовые функции, перечисленные в этих документах, близки к традиционной деятельности библиотекаря: комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми информационными ресурсами, организация электронных каталогов и т. д.

Однако это всего лишь проекты. Единственный профстандарт, который имеет отношение к деятельности библиотекаря и утвержден к моменту написания этой статьи, называется «Профессиональный стандарт «Техник по документации плавучей атомной станции»» (утвержден приказом Минтруда РФ от 07.15.2015 № 279н). На примере этого документа и рассмотрим основные положения профстандарта библиотекаря и правила применения его норм.

Содержание профессионального стандарта библиотекаря

Профстандарт включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Перечень трудовых функций.
  3. Описание трудовых функций.
  4. Сведения о разработчиках стандарта.

Общие положения содержат наименование трудовой деятельности, указание цели деятельности и прочие базовые условия. Несмотря на то что видом деятельности в профстандарте техника по документации плавучей атомной станции заявлена организация технической эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС), в наименовании базовой должности (профессии) заявлено «библиотекарь» с необходимой специальностью «библиотековедение».

Стандарт содержит 2 трудовые функции:

  • обеспечение работы техбиблиотеки ПАТЭС;
  • обеспечение защиты информации техбиблиотеки ПАТЭС.

Для выполнения каждой из них от работника требуется 4 уровень квалификации. Критерии уровней квалификации установлены приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н, согласно которому 4 уровню соответствует среднее профобразование по специальности. Опыта работы в отношении указанного вида деятельности не требуется.

Практическое применение профстандарта

Как применять условия профстандарта на практике? Законодательство устанавливает только 2 случая обязательного следования нормам стандарта:

  • при прямом указании на это в законах;
  • если работа в должности влечет предоставление каких-либо льгот или наложение ограничений.

Ни к одному из указанных случаев описанный выше профстандарт не относится. Это значит, что он носит рекомендательный характер, требующий от работодателей учитывать его нормы при формировании кадровой политики, аттестации и обучении сотрудников. При этом несоответствие работника условиям профстандарта не является основанием для увольнения, а всего лишь предписывает руководству обучить или переобучить сотрудника.

ЕКСД — Библиотекарь

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Библиотекарь

Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела, основы библиотечного дела, библиографии, основные библиотечные технологические процессы, формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Ведущий библиотекарь — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет.

Библиотекарь I категории — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет.

Библиотекарь II категории — высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.

Библиотекарь — среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

Вакансии для должности Библиотекарь по общероссийской базе вакансий -> Найти

ЕКСД — Педагог-библиотекарь

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Педагог-библиотекарь

Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Вакансии для должности Педагог-библиотекарь по общероссийской базе вакансий -> Найти

Должностная инструкция и профстандарты школьного библиотекаря на 2020 год

Профессиональный стандарт на 2020 год представляет собой уровень квалификации, достаточной для того, чтобы работник мог трудиться на выбранной профессии. Ниже приведены должностные обязанности библиотекаря школы.

Общие положения

Школьный библиотекарь принимается и снимается с должности школьным директором. На время отпуска и по болезни его работу выполняет заведующий, вожатый или лаборант. Об этом оформляется приказ с исполнением норм трудового законодательства о труде.

Сотрудник обязан располагать дипломом о высшем или среднем профессиональном образовании или сроком работы более 3 лет на аналогичных должностях, он находится в прямом подчинении заведующему.

Функции и должностные обязанности

Функции:

  • комплектование книжного фонда;
  • фондовый учет и предоставление плановой отчетности;
  • информативное оснащение учебного процесса;
  • пропаганда чтения как метода интеллектуального отдыха.

Осуществляет:

  • составление текущих и перспективных планов на своем рабочем месте;
  • выдачу и прием учебников;
  • проведение презентаций поступившей литературы;
  • популяризацию книги среди обучающихся вместе с педагогическим корпусом, организовывая встречи с известными писателями, деятелями культуры и искусства;
  • пропагандистскую деятельность среди учеников и родителей по проблеме проявления интереса к чтению;
  • контроль за целостностью книжного фонда;
  • обучение учеников основам библиографии, библиотековедения и культуры чтения;
  • взаимодействие школьной библиотеки с прочими региональными библиотеками.

Библиотекарь участвует в координации:

  • взаимодействия школьной администрации, отделов и секторов управления образования, обеспечивающих комплектование книжного фонда;
  • работы учителей по снабжению учеников надлежащей учебной литературой.

Ведет надзор:

  • за следованием правилам техники безопасности, санитарии, противопожарного контроля в библиотеке и книгохранилищах;
  • за сохранностью книг, возвращаемых в книжный фонд;
  • за соблюдением учениками и персоналом школы порядка пользования библиотекой.

Он проводит консультации с педагогами по аспектам самообразования и выбору учебно-методической литературы, с родителями для организации факультативного чтения учеников, участвует в мониторинге проектов ведения воспитательной работы и установлению контактов с социальными партнерами.

Проводит обеспечение:

  • рекомендуемыми справочниками и прочей литературой учеников для подготовки к предстоящим экзаменам;
  • оперативную комплектацию книжного фонда.

Школьный библиотекарь имеет право в пределах собственной компетенции:

Ответственность

За невыполнение или неподобающее выполнение без оправдательных мотивов положений Устава и Правил локального трудового распорядка, правомерных предписаний школьного директора и прочих школьных нормативных положений, служебных полномочий, регламентированных данной Инструкцией, а равно за неиспользование прав, гарантированных данной Инструкцией, повлекшее дезорганизующее образовательного процесс, на библиотекаря возлагается дисциплинарная ответственность в порядке, обусловленном нормами закона о труде.

За тяжкое отступление от норм трудового законодательства в форме взыскания применяется освобождение от занимаемой должности.

За несоблюдение правил пожарного надзора, санитарии, правил библиотечного обслуживания, на библиотекаря возлагается административное взыскание в порядке и в случаях, регламентированным административным законодательством.

За признанное виновным принесение школьному имуществу или субъектам учебно-воспитательного процесса ущерба при выполнении (невыполнении) служебных полномочий, а равно неиспользование прав, представленных в данной Инструкции, на него возлагается материальное взыскание в регламенте и границах, предусмотренных Законом о труде и Гражданским кодексом.

Взаимоотношения и связи по должности

  1. Соблюдает трудовой распорядок, установленный в пределах 40-часовой рабочей недели, согласованный со своим заведующим и утвержденный школьным директором.
  2. Намечает самостоятельный план работы на определенный учебный год и определенный учебный модуль. Перспективный план принимается школьным директором не позднее пяти дней с отсчета запланированного срока.
  3. Предоставляет своему заведующему напечатанный отчет о работе в пределах до трех стандартных страниц не позднее 10 дней после завершения очередного учебного модуля.
  4. Принимает от школьного директора и своего заведующего нормативно-законодательную и организационно-методологическую информационную базу, знакомится под роспись с предоставленной документацией.
  5. Периодически обменивается сведениями в сфере, составляющей круг его полномочий, с учительским составом, старшими вожатыми, своим заведующим и заместителями школьного директора.
  6. При отсутствии по уважительной причине своего заведующего, педагогов по предметам, старшего вожатого, временно замещает их, с оформлением, предусмотренным нормами закона о труде и положениями школьного Устава по распоряжению школьного директора.
  7. Производит своему заведующему передачу сведений, собранных на планерках и семинарах, незамедлительно по мере их принятия.

Охрана труда и техника безопасности в школе

Должностная инструкция
педагога-библиотекаря по профстандарту

1. Общие положения

  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • прохождение педагогом-библиотекарем обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.10. Педагог-библиотекарь школы должен ознакомиться с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, Положения о школьной библиотеке.
1.11. Педагог-библиотекарь должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.

2. Трудовые функции

2.1. Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса (образовательная функция);
2.2. Проведение мероприятий по воспитанию у учащихся информационной культуры.
2.3. Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у школьников интереса к чтению.

3. Должностные обязанности

  • участвует в обеспечении самообразования учащихся, педагогических работников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов;
  • проводит конкурсы, викторины, литературные вечера по формированию у детей интереса к чтению;
  • осуществляет информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у школьников уважения к родному языку, развитию культуры речи;
  • организует выставки книг в общеобразовательном учреждении с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений;
  • осуществляет взаимодействие с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения;
  • осуществляет педагогическую поддержку детского литературного творчества.

3.4. Педагог-библиотекарь вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
3.5. Участвует в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.
3.6. Разрабатывает предложения по формированию в школьной библиотеке ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.7. Особое внимание уделяет качеству обслуживания учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
3.8. Педагог-библиотекарь в школе обеспечивает строгое выполнение должностной инструкции по профстандарту, прав и свобод детей, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и тематических мероприятий, нахождения в помещении школьной библиотеки.
3.9. Строго выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности в помещении школьной библиотеки, в случае необходимости соблюдает порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.

Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям школьной библиотеки.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3.

  • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки;
  • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности;
  • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.

4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательного процесса в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательного процесса согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке.
4.7.

  • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом;
  • от администрации школы – помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.

4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования.

5. Ответственность

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному с учетом 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода.
6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы.
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями.
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы.
6.6. Педагог-библиотекарь выполняет должностные обязанности заведующего библиотекой с дополнительной оплатой труда.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление педагога-библиотекаря с настоящей должностной инструкцией, составленной на основе профстандарта, осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

Видео (кликните для воспроизведения).

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/

Профстандарт библиотекаря в образовании
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Читайте так же:  Социальная опека и попечительство детей