Соавторами произведения признаются лица

Ответы на вопросы в статье по теме: "Соавторами произведения признаются лица" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Соавторами произведения признаются лица

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 1258 ГК РФ. Соавторство

    Гражданский кодекс Российской Федерации:

    Статья 1258 ГК РФ. Соавторство

    1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

    2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

    Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

    3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

    4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

    Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ часть 4 в действующей редакции

    Комментарии к статье 1258 ГК РФ, судебная практика применения

    В п. 83 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

    Соавторство возникает в случае, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению внес в это произведение свой творческий вклад

    При рассмотрении спора о том, создано ли произведение в соавторстве (статья 1258 ГК РФ), суду следует устанавливать, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения, поскольку соавторство на произведение возникает в случае, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению (в том числе в устной форме) внес в это произведение свой творческий вклад. При этом соглашение о соавторстве может быть достигнуто на любой стадии создания произведения или после его завершения.

    Условие о создании произведения в соавторстве может содержаться в соглашении, заключенном каждым из соавторов в отдельности с третьим лицом.

    При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из того, существовало ли соавторство на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.п.

    Не является соавторством оказание автору технической или иной помощи, а также руководство деятельностью автора

    Не дает оснований к признанию соавторства оказание автору или соавторам технической и иной помощи, не носящей творческого характера (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков, изготовление чертежей, фотографий, макетов и образцов, выполнение расчетов, оформление документации, проведение опытной проверки и т.п.). Соавторами не признаются лица, осуществлявшие лишь руководство деятельностью автора (авторов), но не принимавшие творческого участия в создании результата интеллектуальной деятельности (например, руководители, другие должностные лица).

    Исчисление срока действия авторского права на произведение, созданное в соавторстве

    При исчислении по правилам пункта 1 статьи 1281 ГК РФ срока действия авторского права на произведение, созданное в соавторстве, следует учитывать, что оно действует в течение всей жизни авторов и 70 лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти последнего автора, пережившего других соавторов, по 31 декабря последнего года семидесятилетнего срока включительно. Данное положение применяется к произведению в целом независимо от того, образует такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение (абзац второй пункта 1 статьи 1281 ГК РФ).

    При этом с учетом пункта 5 статьи 1281 ГК РФ в отношении авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права, установленный этой статьей, увеличивается на четыре года, а соответственно, по правилам пункта 1 статьи 1281 ГК РФ составляет 74 года считая с 1 января года, следующего за годом смерти последнего автора, пережившего других соавторов, по 31 декабря последнего года семидесятичетырехлетнего срока. Соответствующий семидесятичетырехлетний срок применяется в случае, если хотя бы один из соавторов работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

    Статья 1258. Соавторство

    СТ 1258 ГК РФ

    1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

    2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

    Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

    3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

    4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

    Комментарий к Ст. 1258 Гражданского кодекса РФ

    1. Комментируемая статья регулирует отношения лиц, совместно создавших результат интеллектуальной деятельности — соавторов.

    Соавторами признаются лица, создавшие произведение совместным трудом, если лицо принимало участие в создании произведения, однако результаты его труда не были включены в произведение, то он не вправе претендовать на соавторство.

    2. Произведение признается созданным в соавторстве в случаях, и когда оно образует неразрывное целое, и когда оно состоит из частей, каждое из которых имеет самостоятельное значение.

    Если произведение состоит из частей, каждое из которых имеет самостоятельное значение, сложнее доказать факт создания произведения в соавторстве. В этой ситуации необходимо исходить из следующего: части произведения, которые могут быть использованы самостоятельно, в едином произведении должны быть связаны между собой так, чтобы дальнейшее изъятие или изменение вызвали невозможность использования произведения в целом.

    3. Условием создания произведения в соавторстве является наличие соглашения между авторами о создании произведения. Данное соглашение может быть заключено в любой форме и на любой стадии создания произведения.

    4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи соавторство подразделяется на делимое и неделимое. Последнее относится к случаям, когда в соавторстве создано произведение, образующее единое целое. В данных случаях ни один из авторов не вправе запрещать другому соавтору использовать произведение. Однако авторские права на права осуществляются совместно. На практике для избежания ненужных споров по поводу использования произведения, созданного в соавторстве, необходимо заключать договор со всеми соавторами.

    Читайте так же:  Как хранить травматический пистолет дома

    К делимому соавторству относятся случаи, когда созданное в соавторстве произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение. В этих случаях каждый автор вправе самостоятельно осуществлять права в отношении созданной им части произведения.

    Вместе с тем соавторы вправе при заключении соглашения изменить данное установленное законом правило.

    В соответствии с правилами п. 4 комментируемой статьи, если произведение образует неразрывное целое, каждый из соавторов вправе принимать меры к защите своих прав.

    5. В пункте 3 комментируемой статьи установлен порядок распределения доходов между соавторами произведения и распоряжения исключительным правом на произведение. Данная норма носит отсылочный характер. В случаях создания произведения в соавторстве применяются положения п. 3 ст. 1229 ГК РФ.

    Например, доходы от совместного использования произведения распределяются между правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

    Статья 1258. Соавторство

    1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

    2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

    Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

    3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

    4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

    Комментарий к статье 1258 Гражданского Кодекса РФ

    1. Произведение не обязательно должно быть выражением творчества одного человека. Оно может стать результатом совместных творческих усилий нескольких авторов. В этом случае образуется соавторство, т.е. такой правовой режим произведения, при котором его юридическую судьбу определяет не одно, а несколько лиц.

    Традиционно выделяют раздельное и нераздельное соавторство в зависимости от того, образует ли произведение «неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение» (п. 1 комментируемой статьи).

    Например, картина Кукрыниксов является образцом нераздельного соавторства, а учебник, разные главы которого написаны разными специалистами, — произведением, в отношении которого соавторство является раздельным.

    2. Такое разделение имеет важные юридические последствия, раскрываемые в п. 2 рассматриваемой статьи.

    В отношении раздельного соавторства действуют следующие правила: во-первых, о совместном использовании произведения в целом, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Во-вторых, каждый из соавторов вправе по своему усмотрению использовать часть произведения, имеющую самостоятельное значение и созданную только им, т.е. если эта часть была результатом только его творчества (даже если другие соавторы каким-либо образом оказывали ему «нетворческую» помощь). То есть данные нормы не отменяют друг друга, а находятся во взаимном дополнении, устанавливая возможность использовать как произведение в целом, так и отдельные его части с учетом раздельного характера соавторства. В-третьих, соглашением между соавторами могут быть предусмотрены иные условия использования как произведения в целом, так и отдельных его частей. Так, соавторы могут уполномочить одного из соавторов на использование произведения, созданного их совместным творческим трудом. Или соавторы могут принять решение о том, что никто из них без согласия остальных соавторов не вправе использовать имеющую самостоятельное значение созданную им часть произведения.

    ———————————
    Говоря о таком важном признаке части произведения, которая может использоваться отдельно, как ее самостоятельное значение, следует иметь в виду, что речь идет о творческом характере такой части. Другими словами, часть тогда имеет самостоятельное значение, когда она может рассматриваться как отдельный результат творческой деятельности. По сути, речь идет об определенной двойственности правового режима такого результата, который одновременно и является частью другого произведения, и может приобретать значение самостоятельного произведения.

    Применительно к нераздельному соавторству вопрос об использовании отдельных частей не встает. Поэтому ситуация здесь упрощается — действует общее правило о совместном использовании произведения, если соглашением между соавторами не установлено иное. Однако здесь возникает опасность того, что любой из соавторов может запретить использовать произведение в целом, а поскольку отдельные части такого произведения нельзя выделить в самостоятельные объекты, это может иметь серьезные негативные последствия для публики и нарушать законные интересы других соавторов. Именно поэтому для случая нераздельного соавторства Кодексом предусмотрено, что «ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения».

    3. В использовании произведения соавторами есть два самостоятельных вопроса: распределение доходов от использования произведения и распоряжение исключительным правом на произведение. Именно поэтому в отношении этих вопросов предусмотрено специальное регулирование. В Кодексе это п. 3 рассматриваемой статьи. Данная норма отсылает к абз. 2 и 3 п. 3 ст. 1229 ГК. Такое выделение имеет еще и то значение, что п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, в отличие от п. 3, регулируют вопросы использования несколько иным образом, нежели это предусмотрено абз. 1 п. 3 ст. 1229 ГК.

    Но предусмотренные Кодексом различия в отношении использования произведения соавторами в зависимости от того, является ли соавторство раздельным или нет, не могут быть применимы при защите произведения.

    4. В пункте 4 ст. 1258 прямо установлено право каждого из соавторов самостоятельно принимать необходимые меры защиты своих прав на произведение, независимо от вида соавторства. Данное положение должно трактоваться расширительно: каждый из соавторов может защищать свои права как в отношении произведения в целом, так и той части, которая создана им и имеет самостоятельное значение (при раздельном соавторстве).

    Соавторство следует отличать от произведений, созданных с использованием других произведений, а также исполнений.

    Авторы производных произведений (переводы, инсценировки, экранизации, аранжировки и т.д.) не могут быть соавторами оригинального произведения.

    Произведение, помещенное в сборник или иное составное произведение, приводит к образованию другого произведения — составного, права на которое принадлежат составителю, но не образует соавторства в отношении тех лиц, произведения которых помещены в сборник. Наибольший интерес в этой связи представляет аудиовизуальное произведение. Согласно п. 2 ст. 1263 ГК у него есть три автора: режиссер, сценарист и композитор, написавший музыкальное произведение специально для данного аудиовизуального произведения. В данном случае речь идет о частично раздельном соавторстве. Сценарист и композитор могут использовать соответственно сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения — как его части, имеющие самостоятельное значение. Использование же режиссером аудиовизуального произведения без текста (сценария) и музыки невозможно. Кроме того, аудиовизуальное произведение в соответствии со ст. 1240 ГК является сложным объектом и в нем могут быть использованы и другие произведения. Например, в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» артисты А. Мягков и В. Талызина читают стихотворение А. Кочеткова. Но в данном случае речь идет об использовании одного произведения в другом и никакого соавторства не образуется.

    Читайте так же:  Составление налоговой декларации по ндс

    Не является соавтором и исполнитель произведения. Даже несмотря на то, что в соответствии со ст. 1313 ГК его труд признается творчеством, он — автор только своего исполнения, но не того произведения, которое он исполняет.

    Соавторство

    Соавторство возникает в том случае, когда авторское произведение является результатом совместной творческой деятельности нескольких авторов — соавторов.

    Обязательное условие соавторства — совместная творческая деятельность авторов.

    Созданным в соавторстве может признаваться произведение, состоящее из отдельных частей, каждая из которых имеет собственного автора, например, учебник, отдельные главы которого написаны разными авторами.

    Существует делимое и неделимое соавторство.

    К неделимому соавторству относится создание в результате творческого труда соавторов произведения, образующего «неразрывное целое».

    Если часть произведения, созданная одним из соавторов, может использоваться отдельно, независимо от других частей такого произведения, то имеет место делимое соавторство.

    Право использования созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами.

    При соавторстве ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить другому соавтору использование произведения, если оно образует одно неразрывное целое.

    В случае нарушения прав на созданное совместно произведение, каждый из соавторов вправе самостоятельно, по собственному усмотрению принимать меры защиты авторских прав .

    Многоканальный справочный: (495) 921— 2231 ; Задать вопрос

    Статьи и новости по теме:

    Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

    Крупнейшая дебетовая электронная платёжная система PayPal провела свое исследование и выяснила >>>

    Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

    2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

    В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие — открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>

    Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

    Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

    28-я Генеральная конференция Юнеско, проходившая в 1995 году во Франции, приняла решение об учреждении Всемирного дня книги и авторского права >>>

    Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга начинающий стилист Дарья Петухова признана виновной в нарушении авторских прав другого стилиста-визажиста >>>

    Что касается авторского права, то ему (точнее, его отсутствию в интернете) в каждой дискуссии на авторско-правовую тему уделяется повышенное внимание. Другой вопрос – насколько продуктивны все эти разговоры, что за ними стоит и, самое главное, что последует >>>

    Статья 1348. Соавторы изобретения, полезной модели или промышленного образца

    1. Граждане, создавшие изобретение, полезную модель или промышленный образец совместным творческим трудом, признаются соавторами.

    2. Каждый из соавторов вправе использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец по своему усмотрению, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

    3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования изобретения, полезной модели или промышленного образца и с распоряжением исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Распоряжение правом на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец осуществляется авторами совместно.

    4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

    Комментарий к Ст. 1348 ГК РФ

    Отношения соавторства могут возникнуть не только в связи с совместной деятельностью соавторов, но также в связи с подачей разными заявителями заявки на идентичные изобретения, полезные модели или промышленные образцы, если эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета. Согласно п. 1 ст. 1393 ГК РФ, если в процессе экспертизы будут установлены указанные обстоятельства, патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть выдан только по одной из таких заявок лицу, определяемому соглашением между заявителями. При выдаче патента по одной из заявок все авторы, указанные в ней, признаются соавторами в отношении идентичных изобретений, полезных моделей или промышленных образцов.

    2. Комментируемая статья определяет особенности:

    — использования объекта патентного права, созданного в результате соавторства;

    — распределения дохода от использования объекта;

    — распоряжения исключительным правом на созданный в результате соавторства объект;

    — защиты исключительного права на охраняемый объект.

    Нормы абз. 1 п. 3 комментируемой статьи отсылают к п. 3 ст. 1229 ГК РФ в части распределения доходов от использования созданного соавторами охраняемого объекта и распоряжения исключительным правом на него. Последнее имеет значение при условии, что соавторы являются патентообладателями. В том случае, если соавторы не являются таковыми, они не могут распорядиться исключительным правом, поскольку им не обладают.

    Доходы от совместного использования объекта патентного права распределяются между всеми соавторами поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

    Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно.

    3. Использование объекта патентного права допускается каждым из соавторов без согласия других соавторов, если иное не установлено соглашением между ними. Использованием изобретения, полезной модели или промышленного образца считаются, в частности:

    — ввоз на территорию РФ, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец;

    — совершение названных действий в отношении продукта, полученного непосредственно запатентованным способом. Если продукт, получаемый запатентованным способом, является новым, идентичный продукт считается полученным путем использования запатентованного способа, поскольку не доказано иное;

    а также другие способы, предусмотренные п. 1 — 3 ст. 1358 ГК РФ.

    Такое использование изобретения соавтором имеет значение лишь в тех случаях, когда соавтор является индивидуальным предпринимателем и патентообладателем. Если соавтор не является индивидуальным предпринимателем и использует объект для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, то такое использование относится к действиям, не являющимся нарушением исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

    Читайте так же:  Не платит алименты 6 месяцев что делать

    Использование охраняемого объекта юридическим лицом, учредителем или руководителем которого является соавтор, не подпадает под действие п. 2 комментируемой статьи. Так, решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 24 апреля 2008 г. были удовлетворены требования ряда граждан — соавторов и обладателей прав на изобретения о признании нарушения их исключительных прав ЗАО «Соболевский завод» и о запрете ответчику выпускать генераторы огнетушащего аэрозоля, в которых использованы данные изобретения. Суд сделал вывод, что ЗАО «Соболевский завод» является нарушителем патента, поскольку использовало запатентованные изобретения без согласия правообладателей и без заключения лицензионных договоров, и не согласился с доводами представителя ответчика — генерального директора ЗАО «Соболевский завод» М.Ю. Детина, одного из авторов и обладателей прав на изобретение, охраняемое патентом, о наличии у него права на такое использование, указав, что патент используется не им как физическим лицом, а руководимым им юридическим лицом, не являющимся патентообладателем, без разрешения остальных правообладателей .

    ———————————
    Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 668-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Детина Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьями 10, 11, 13, 14 и 30.1 Патентного закона Российской Федерации».

    4. Порядок распоряжения правом на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец осуществляется авторами совместно. Таким образом, для передачи права на получение патента другому лицу необходимо всем соавторам заключить в письменной форме договор об отчуждении права на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец с приобретателем этого права. Иные способы распоряжения данным правом частью четвертой ГК РФ не предусмотрены.

    При создании патентоспособного объекта авторами, действующими в рамках служебных функций или служебного задания (ст. 1370 ГК), а также другими авторами, не связанными подобного рода отношениями, между работодателем как обладателем права на получение патента и авторами не возникает отношений соавторства, а работодатель вправе подать заявку и получить патент на свое имя при согласии авторов, не связанных с ним трудовыми обязанностями или служебным заданием, а также с указанием имен всех соавторов.

    5. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает право каждого из соавторов принимать меры по защите своих прав. Таким образом, для защиты нарушенных прав автора согласие на обращение в суд других соавторов не требуется. При этом речь идет о любых патентных правах (ст. 1345 ГК), в том числе об исключительном праве (если автор является одновременно патентообладателем), о личных неимущественных правах, иных правах, в числе которых право на получение патента, право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца.

    Комментарий к статье 1258 Гражданского кодекса РФ

    Статья 1258. Соавторство

    Комментарий к Ст. 1258 ГК РФ:

    1. Пункт 1 комментируемой статьи посвящен понятию «соавторство», которое понимается и как процесс создания произведения по соглашению между двумя или несколькими авторами, и как результат такого соглашения — совместно созданное произведение.

    Каждый соавтор должен являться автором созданного произведения. Лица, не являющиеся авторами, не могут считаться и соавторами. К ним относятся лица, не внесшие творческого вклада в создание произведения (они указаны в абз. 2 п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Кроме того, соавтором не может считаться лицо, внесшее творческий вклад не в форму произведения, а в его содержание (см. п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Не может считаться соавтором и то лицо, которое хотя и является участником соглашения о создании произведения в соавторстве, но не приняло участия в таком процессе. Более того, лицо, принявшее участие в творческом процессе, не становится соавтором, если творческий результат его труда не нашел отражения в произведении.

    2. «Совместность» творческого труда может выражаться по-разному; это выражение нельзя понимать ограничительно.

    Хотя обычно авторы работают одновременно и в одном месте, они могут работать в разное время и в разных местах, что не делает их труд «несовместным».

    «Совместный» творческий труд — это труд, осуществляемый по соглашению между соавторами. Такое соглашение — устное или письменное — обязательно должно существовать. Отсутствие такого соглашения никогда и ни при каких условиях не приводит к соавторству.

    Если после смерти автора наследник дает согласие на то, чтобы какое-либо лицо переработало произведение, возникает переработка, а не соавторство.

    Труд соавторов может быть как однородным, так и разнородным.

    3. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, соавторство бывает двух видов: в одном случае созданное в соавторстве произведение образует одно неразрывное целое; в другом случае созданное произведение состоит из отдельных частей, имеющих самостоятельное значение, и каждый соавтор может указать, какую именно часть произведения он создавал. Первый случай соавторства называется неделимым соавторством, а второй — делимым (раздельным) соавторством.

    Это — два разных явления. Особенно ярко эта разница проявляется при использовании таких произведений.

    4. Неделимое соавторство есть соавторство по закону; оно не может быть прекращено соглашением сторон.

    Напротив, делимое соавторство есть соавторство по договору: оно существует лишь в рамках этого договора. Такие соавторы могут прекратить его своим соглашением, после чего соавторство «распадается».

    Границы делимого соавторства являются «размытыми»: делимое соавторство трудно отличить от случаев совместного использования произведений разных авторов.

    Так, использование различных статей в сборнике не основывается на соглашении между авторами отдельных статей; считается, что соавторства в данном случае не возникает.

    Однако автор отдельной статьи может обусловить свое согласие на участие в сборнике невключением (или, наоборот, включением) в сборник произведения определенного автора; он может также потребовать, чтобы его произведение занимало в сборнике определенное место (например, первое). Все это напоминает делимое соавторство.

    Очень трудно отделить делимое соавторство от случаев использования произведения в переводе и в переработке: отношения между автором оригинала (автором произведения в первоначальной форме) и переводчиком (обработчиком) схожи с отношениями соавторов делимого произведения.

    5. Общее правило, содержащееся в первой фразе абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, состоит в том, что произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно. На практике это обычно означает, что все соавторы подписывают договоры об использовании произведения.

    Если соавторы выдали доверенность одному из них на заключение лицензионных договоров от их имени, это также является соглашением об использовании произведения.

    Вместе с тем возможны случаи, когда соавторы своим соглашением поделили сферы использования произведения между собой, установив, например, что право на использование произведения в России принадлежит одному соавтору, а в зарубежных странах — другому.

    6. Вторая фраза абз. 1 п. 2 комментируемой статьи относится к неделимому соавторству и к той ситуации, когда соавторы разошлись во мнениях о том, как использовать такое произведение.

    Читайте так же:  Отзыв на иск о защите прав потребителей

    Именно в такой и только в такой ситуации действует содержащаяся здесь норма: ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения. Эта норма введена для того, чтобы авторское право на такое произведение не оказалось «парализованным».

    В этом случае спор между соавторами может быть перенесен в суд, который может разрешить использование произведения вопреки воле одного соавтора (или некоторых соавторов), если суд посчитает, что этот соавтор отказывается от использования произведения «без достаточных оснований».

    Тем не менее эта норма не может толковаться как разрешающая третьим лицам использовать произведение без согласия всех соавторов: отсутствие согласия даже одного соавтора на использование произведения означает, что использование является незаконным. Исключение составляет указанный выше случай, когда отсутствие такого согласия восполняется решением суда.

    Норма, содержащаяся во второй фразе абз. 1 п. 2, не применяется к случаям раздельного соавторства: разногласия между соавторами по поводу использования произведения в этих случаях не «парализуют» авторское право на делимое произведение, а приводят к тому, что соавторство «распадается»: каждый бывший соавтор получает право использовать свою часть произведения.

    7. Норма, содержащаяся в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, относится к использованию части делимого произведения, созданного соавторами. Как уже указывалось в п. 1 комментируемой статьи, речь идет о созданной одним из соавторов части произведения, которая имеет самостоятельное значение, может использоваться независимо от других частей произведения, созданных другими соавторами.

    Эта часть произведения может использоваться в составе целого произведения, и тогда авторское право на нее принадлежит всем соавторам. Вместе с тем соавтор, являющийся автором этой части произведения, может использовать ее самостоятельно, если соглашением между всеми соавторами не предусмотрено иное. Следует отметить, что в любом случае авторское право не удваивается: автор этой отделимой части произведения либо сам осуществляет свои авторские права, либо передает право на их осуществление коллективу соавторов.

    8. Упоминаемое в п. 1 и 2 анализируемой статьи соглашение между соавторами не является договором об использовании произведения. По своей сути оно сходно с соглашениями, которые заключают между собой сособственники (ст. 244 — 248, 252 — 254 ГК РФ).

    Соглашение между соавторами может предусматривать порядок указания имен соавторов при использовании произведения. Если такого порядка не установлено, имена соавторов должны указываться в алфавитном порядке.

    9. Пункт 3 комментируемой статьи содержит отсылку к п. 3 ст. 1229 ГК РФ. В этой связи см. п. 11 — 17 комментария к ст. 1229 ГК РФ.

    10. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что каждый соавтор вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав.

    Что касается термина «самостоятельно», его смысл ясен: каждый из соавторов вправе действовать сам по себе, независимо от других соавторов, а возможно, даже вопреки их воле.

    Выражение «принимать меры по защите своих прав» следует понимать как «защищать свои права».

    Хотя эта норма вытекает из общеправовых положений (поскольку право на защиту является составной частью любого субъективного права), тем не менее ее значение довольно велико. Нет никаких сомнений в том, что эта норма носит императивный характер.

    В данной норме прямо отмечается, что любой соавтор может самостоятельно защищать свои авторские права, даже если произведение составляет единое целое, является неделимым. Следовательно, право на защиту принадлежит каждому отдельному соавтору и в отношении делимого соавторского произведения.

    Но в том случае, когда речь идет о делимом соавторстве, необходимо установить, что имел в виду законодатель, устанавливая право отдельного соавтора защищать «свои» права: какие права отдельный соавтор может считать «своими»?

    При неделимом соавторстве ответ на этот вопрос ясен: любые субъективные авторские права принадлежат любому отдельному соавтору.

    При делимом соавторстве, которое возникает, как было отмечено, по соглашению, каждому отдельному соавтору принадлежат авторские права в пределах, указанных в соглашении между соавторами. За этими рамками такой соавтор может защищать авторские права только на созданную им лично часть произведения.

    11. Когда только один из соавторов защищает нарушенные авторские права на произведение, созданное в соавторстве, и суд присуждает за нарушение авторских прав взыскание каких-либо сумм (убытки, компенсация и т.п.), истцу может быть выплачена только причитающаяся ему доля этих сумм.

    Статья 1258. Соавторство

    Статья 1258. Соавторство

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 1258 ГК РФ

    1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

    2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

    Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

    3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

    4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

    Статья 1258. Соавторство

    1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

    2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

    Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

    3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

    4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

    Комментарий к Ст. 1258 ГК РФ

    1. Произведения науки, литературы и искусства могут быть созданы в результате интеллектуальной деятельности конкретным лицом, поскольку творческий процесс индивидуален и обладает своей спецификой. Вместе с тем возможна и совместная творческая деятельность двух и более лиц, в результате которой создается одно произведение науки, литературы и искусства.

    Совместная творческая деятельность возможна при взаимной договоренности (соглашении). При этом предварительно согласовываются цель создания произведения, его структура, объем работы каждого из участников. Необходимым условием является творческий вклад каждого из них. При этом не обязательно, чтобы объем или части произведения были равными. В результате такого совместного творческого труда создается единое произведение как объект авторского права.

    Читайте так же:  Можно ли пользоваться телефоном в школе

    Следует отметить, что предварительное соглашение (договор) о совместной творческой деятельности не является обязательным условием для признания соавторства. Так, если на опубликованные стихи композитор сочиняет музыку, то для этого ему не требуется согласия автора этих стихов. И в других подобных случаях создания музыкального произведения (например, оперы) на обнародованное произведение согласие автора не требуется.

    2. В комментируемой статье предусмотрено, что созданное совместным творческим трудом произведение может составлять единое целое, когда нельзя определить, кто из соавторов какую часть произведения написал, или оно состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Лица, создавшие такие произведения, признаются соавторами. Если произведение создано совместно, так что нельзя определить, кто из авторов какую часть создал, то соавторство характеризуется как нераздельное. В художественной литературе таких примеров немало. Так, сценарии кинофильмов «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», написанные Э. Брагинским и Э. Рязановым, являются произведениями с нераздельным соавторством. Об этом писал в свое время и Э.А. Рязанов, указывая, что они работали вместе и обсуждали каждую фразу сценария. Известные художники-карикатуристы «Кукрыниксы» (Куприянов, Крылов, Смирнов) длительное время работали в журнале «Крокодил». Особенность их творческой деятельности состояла в том, что они действительно работали совместно и нельзя определить, кто из них какую часть карикатуры изобразил. Подобная совместная творческая деятельность была характерна и для братьев Вайнеров. На основе их произведений был создан сценарий и отснят фильм «Место встречи изменить нельзя».

    3. Если произведение создано творческим трудом, так что известно авторство конкретного лица, то такое соавторство признается раздельным.

    Примером раздельного соавторства являются, например, учебники по гражданскому праву, которые по общему правилу разрабатываются коллективом авторов. Например, в 2009 г. опубликован Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации , разработанный коллективом авторов Института частного права, с указанием конкретных глав, параграфов, по которым даны комментарии каждым из этих авторов.

    ———————————
    Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009.

    При создании таких сложных произведений, как песня, опера, балет и др., как правило, имеются композитор и автор стихов или текста песни. Песня — весьма распространенное эстрадное искусство. Между текстом и мелодией песни существует прямая зависимость. При этом содержание текста предопределяет мелодию, гармонию, темп музыки. Так, весьма распространенными, пользующимися успехом у зрителя, слушателя являются песни композитора А. Пахмутовой, написанные на стихи А. Добронравова и других поэтов.

    К сложным произведениям относятся также балет, опера. Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танце, музыкальных образах. В создании балетного спектакля участвуют сценарист, композитор, балетмейстер, художник и исполнители — артисты балета. Основные средства выразительности — танец и пантомима. Танец непосредственно связан с музыкой. Каждый из участников создания балетного спектакля является автором той части произведения, творческим трудом которого она создана.

    Опера — музыкально-театральное произведение. Композитор воплощает музыкальные образы на основании либретто, написанного другим лицом. Поэтому опера как сложное произведение создается в соавторстве композитора и либреттиста. Такое соавторство является раздельным.

    4. Практически важными и сложными являются вопросы соавторства при использовании рассказов о фактах, событиях, имевших место в жизни. Особенно такие ситуации часто возникали вскоре после окончания Великой Отечественной войны, когда ветераны, бывшие очевидцами или участниками конкретных событий, действий, вспоминали о них, а также о людях, с которыми вместе воевали. Писатель длительное время собирает такие воспоминания, фактические материалы, документы и на их основе создает художественное произведение (рассказ, повесть и др.). Если рассказчик излагает писателю только общеизвестные факты, то субъектом авторского права признается создатель художественного произведения. Но в таком случае писатель должен указать, чьи рассказы, воспоминания послужили основой для написания произведения. Если же писателю передаются дневники, черновые наброски, записи, отдельные зарисовки, то полагаем, что есть основания для признания соавторства на такое произведение, поскольку труд автора дневников, заметок, черновых набросков может быть оценен как творческий.

    Подобные ситуации могут возникнуть при музыкальной обработке мелодий, исполненных народным певцом, записанных композитором. При создании такого произведения возникает соавторство, ибо в произведение вложен творческий труд того и другого. Если же композитором проделана лишь техническая работа по записи и редактированию мелодии, то субъектом авторского права на произведение следует признать того, кто его нашел.

    На практике нередко встает вопрос о соавторстве редактора, работающего в конкретном издательстве, которое заключает договор об опубликовании произведения, созданного конкретным автором.

    Деятельность редактора по общему правилу носит технический характер и предполагает устранение в тексте орфографических, синтаксических недостатков и некоторых вопросов стилистики. Но если редактор по соглашению с автором вносит в текст произведения дополнительные характеристики художественных образов, их действий, поступков и некоторые изменения мыслей действующих лиц, то в таком случае есть основания для признания редактора соавтором редактируемого произведения.

    5. В п. 3 ст. 1258 ГК РФ определяются права соавторов, создавших произведение совместным творческим трудом. Если произведение образует единое целое, то соавторство нераздельное и, следовательно, распоряжаться таким произведением соавторы могут по взаимному соглашению, но ни один из них не может запретить использование такого произведения без достаточных оснований. Доходы от совместного использования данного произведения распределяются между правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Соавторы могут в договоре определить доли доходов с учетом степени творческого участия каждого из них.

    Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей (раздельное соавторство), например музыка и слова песни, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. В подобных случаях доходы от использования части произведения принадлежат автору используемой части, но если сложное произведение используется в целом как таковое, то каждый из соавторов получает вознаграждение за использование составляющей части, создателем которой он является. Размеры вознаграждения предусматриваются договором, на основании которого используется произведение в соответствии с его назначением (например, зрелищное мероприятие, театр, филармония).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    6. От соавторства необходимо отличать сотрудничество, которое не влечет за собой возникновения авторского права нескольких лиц на одно и то же произведение. Например, сотрудничество в литературно-художественном журнале, редакции газеты, когда каждый автор обладает самостоятельным правом авторства на созданное им произведение и не приобретает каких-либо прав на сборник статей, журнал или издание в целом.

    Соавторами произведения признаются лица
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here