Закон о запрете рекламы табачных изделий

Ответы на вопросы в статье по теме: "Закон о запрете рекламы табачных изделий" с выводами. Здесь собран и подготовлен тематический материал. При возникновении вопросов задавайте их юристу-консультанту.

Законы о рекламе табачной продукции в России и за рубежом

В России реклама сигарет регламентируется двумя законами — Федеральным законом «О рекламе» и Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятым в 2013 году. Согласно действующему законодательству, реклама табака, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок в нашей стране полностью запрещена. К ответственности за нарушение привлекаются физические и юридические лица, штрафы составляют от 3 до 600 тысяч рублей.

Реклама табачной продукции запрещена не только в СМИ, также её нельзя помещать на объектах наружной рекламы, на транспорте, во время массовых мероприятий, в Интернете и социальных сетях. Помимо этого, запрещается раздавать рекламные образцы, публиковать изображения курящих несовершеннолетних, исключаются образы позитивного эффекта, производимого этим процессом. Перед показами фильмов или передач, в которых демонстрируются сцены курения, должен быть обеспечен показ социальных роликов о вреде курения. Кроме этого, производители табачных изделий не могут становиться спонсорами массовых мероприятий.

Важно также проанализировать правовое регулирование рекламы электронных сигарет (вейпов). Федеральный закон «О рекламе» напрямую не упоминает электронные сигареты в качестве объекта рекламирования, поэтому конкретных требований к их рекламе нет. При этом производители вейпов утверждают, что, так как устройство представляет собой, по сути, парогенератор, а жидкость для курения не содержит табак, то и запрет на рекламу данных устройств отсутствует. Вместе тем, в 2018 году Министерство промышленности и торговли России разработал законопроект, который вводит запрет на размещение наружной рекламы электронных сигарет, продвижение этих товаров на телевидении и радио, первых и последних полосах газет, а также полный запрет на рекламу в молодежных изданиях. Нельзя размещать информацию на транспорте, в медицинских и образовательных учреждениях, в культурных центрах и на спортивных объектах. Разрешается рекламировать вейпы на вывесках, в местах продаж, а также в Интернете.

В большинстве развивающихся и развитых странах мира действует ограничение или запрет на рекламу табачной продукции. В США контролем над рекламой сигарет занимается Федеральная торговая комиссия и Бюро по контролю над оборотом алкогольной продукции, табака и огнестрельного оружия» (ATF). В 2009 году действующий тогда президент Б. Обама подписал закон, ограничивающий рекламу сигарет, в частности, законом запрещается реклама табачных изделий в СМИ и наружная реклама сигарет.

Во всех странах Европейского союза, кроме Германии, согласно Директиве ЕС действует полный запрет на рекламу сигарет. Франция стала третьей страной в мире после Австралии и Великобритании, где запрещен брендинг сигарет, то есть все табачные изделия упакованы в однотипную упаковку без указания логотипа и фирменного изображения. Реклама сигарет в Китае запрещена во всех печатных СМИ, на радио и телевидении, а наружная реклама требует предварительного одобрения, если она не находится в одной из почти ста юрисдикций, где полностью запрещена реклама табачных изделий.

ФАС в СМИ: ФАС отсрочила запрет на рекламу табака

До внесения поправок в закон «О рекламе» правила продвижения табачных изделий останутся неизменными

Реклама табака в России сохранится после 1 июня 2013 года. Об этом говорится в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о продвижении сигарет после вступления в силу антитабачного закона.

Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был подписан в феврале этого года. Основная часть его положений, в том числе запрет на рекламу сигарет, вступают в силу 1 июня. Но ФАС в своем разъяснении сообщила, что и после этой даты требования к продвижению табака останутся прежними.

«После вступления с 1 июня 2013 года в силу закона о табаке нормы о запрете рекламы табака и табачных изделий не применяются к рекламе данных товаров напрямую», — отмечается в документе антимонопольной службы. Однако уже существующие ограничения должны соблюдаться.

Сегодня, согласно закону «О рекламе», продвижение сигарет и сопутствующих товаров запрещено на телевидении и радио, на первой и последней полосах газет и обложках журналов, во всех видах общественного транспорта, на уличных рекламных конструкциях (в том числе на крышах и стенах домов), в детских печатных изданиях и аудиовизуальных программах, а также в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий. Кроме этого, реклама табака всегда должна содержать предупреждение о вреде курения (не менее 10% рекламной площади).

В ФАС объясняют, что в антитабачном законе запрет на рекламу сигарет установлен со ссылкой на рекламное законодательство, поэтому для оценки рекламы табака должны применяться нормы закона «О рекламе».

— В антитабачном законе содержится отсылочная норма к закону «О рекламе», — объясняет позицию ведомства замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. — На данный момент в законе «О рекламе» нет полного запрета. Такой запрет планируется в законопроекте, принятом в первом чтении Госдумой. Когда будет изменен рекламный закон и в законе «О рекламе» появится соответствующий запрет, мы сможем применять санкции, станем понимать, какая административная ответственность предусмотрена за нарушение данной статьи закона. Потому что за нарушение антитабачного закона также ответственность еще не установлена.

Необходимые для этого поправки уже прошли в Госдуме первое чтение. Изменения в рекламное законодательство, внесенные в феврале вице-спикером Сергеем Железняком, председателем комитета по охране здоровья Сергеем Калашниковым и его первым замом Николаем Герасименко, предусматривают дополнение списка «товаров, реклама которых не допускается» (статья 7 закона «О рекламе») рекламой «табака, табачных изделий и курительных принадлежностей». Так, сигареты в рекламных правах приравняют к наркотикам, взрывчатым веществам и органам или тканям человека, представленным в качестве объектов купли-продажи.

Читайте так же:  Штраф за переход дороги на красный свет

А за нарушение этого запрета депутаты предлагают ввести административный штраф: для должностных лиц от 5 тыс. до 20 тыс. рублей, для юридических — от 100 тыс. до 500 тыс. с конфискацией рекламной продукции либо приостановление деятельности до 90 суток. По прогнозам Сергея Калашникова, Дума и Совет Федерации должны принять указанные поправки до 1 июня. Разъяснения ФАС он назвал «неадекватными».

— Это совершенно неадекватная реакция, — считает депутат. — Внесенный нами законопроект в первую очередь предполагает введение конкретных штрафов, а сам запрет прописан в законе об ограничении курения табака. Он вступает в силу 1 июня, тогда же должен заработать и запрет на рекламу сигарет. Другое дело, что пока нет штрафов за нарушение этого закона, то есть нет наказания. Но у ФАС достаточно много инструментов борьбы с незаконной рекламой и без штрафов — например, снятие рекламы, предупреждения. Разъяснения ФАС необходимо опротестовать.

Несмотря на недовольство Госдумы разъяснениями ФАС, бизнес намерен следовать именно им.

— Мы ознакомились с разъяснением Федеральной антимонопольной службы по поводу сроков вступления в силу запрета на рекламу табачной продукции и намерены ему следовать, — сообщил «Известиям» директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.

В компании «Империал Тобакко Россия-Белоруссия» отмечают, что в антитабачном законе содержится конкретный список запрещенных при продвижении табака действий. Эта норма и должна заработать с 1 июня 2013 года, подчеркнул директор по корпоративным вопросам компании Карл-Хайнц Фельберг.

Согласно антитабачному закону, c 1 июня запрещается (статья 16 закона) реклама и стимулирование табака, скидки, купоны и талоны на сигареты, использование табачных брендов для других видов товаров, а также имитация табачных изделий, проведение конкурсов, для участия в которых необходимо покупать сигареты. Кроме этого, запрещается спонсорство табачных компаний и демонстрация процесса курения во вновь создаваемых и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях. Для остальных произведений использование сцен курения допускается по задумке автора. Плюс к этому с 1 июня 2014 года при демонстрации телепрограмм и видеофильмов, содержащих сцены курения, вещатель должен крутить социальную рекламу о вреде табака перед началом этих передач или непосредственно во время демонстрации.

По данным TNS Россия, за I квартал этого года реклама табака заняла более 2,4% от общей площади рекламы в прессе.

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Часть 3 статьи 16 вступает в силу с 1 июня 2014 г.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

5. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

О рекламе табака после 1 июня 2013 г. см. письмо ФАС России от 17 мая 2013 г. N АК/19228/13

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

>
Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий.
Содержание
Закон «О запрете курения»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон «О запрете курения»

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

С изменениями и дополнениями от:

14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 26 апреля, 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г.

Читайте так же:  Какая ответственность лежит на человеке

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
23 февраля 2013 г.
N 15-ФЗ

Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г. такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах. С 1 июня 2014 г. запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).

Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты). Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс.

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции. Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.

Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов «дьюти фри»), станции метро.

Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г.

Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 г.

Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 г.

Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 25 февраля 2013 г., в «Российской газете» от 26 февраля 2013 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 8 ст. 721, в «Парламентской газете» от 1-7 марта 2013 г. N 7

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г., за исключением подпунктов «в», «г» и «е» пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

ФАС России не видит табачной рекламы в логотипе табачного бренда на кассах ритейлеров

Генеральная прокуратура РФ отказалась рассматривать жалобу «Козы» на действия ФАС РФ, создающей условия для продвижение табачной продукции в обход антитабачных законов. Письмо с аргументами и фактами было перенаправлено Генпрокуратурой в ФАС РФ – орган власти, на который жаловалась «Коза».

Напомним, ранее мы сообщали, что Нижегородское УФАС перестало видеть табачную рекламу, глядя на надписи в кассах ритейлеров: «У нас можно приобрести IQOS», «Здесь продаются стики для IQOS». При этом, возбудив административное производство, УФАС усмотрел нарушение антитабачного законодательства, запрещающего рекламу табака. Однако на заседании ритейлер, в отношении которого было начато дело, предъявил письмо ФАС РФ. Нижегородское УФАС, познакомившись с письмом, согласилось, что сообщения «У нас можно приобрести IQOS», «Здесь продаются стики для IQOS» якобы не содержат дополнительных изображений, образов, рекламных слоганов и иной информации, выходящей за пределы необходимого информирования о реализуемом товаре. Хотя вместо наименования товара используется логотип IQOS – бренда табачной корпорации «Phillip Morris International».

Ссылаясь на порядок и пересылая письмо, Генпрокуратура РФ указала, что решение по приводимым доводом еще не принималось руководителем ФАС России. Но главреду «Козы» на него отвечает заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров.

Продолая, господин Кошеваров пишет, что в рекламе системы IQOS, содержащей информацию, позволяющую отнести такую систему к системам нагревания табака, могут усматриваться признаки нарушения пункта 8 статьи 7 федерального закона «О рекламе».

Читайте так же:  Присвоение массовых спортивных разрядов

«Вместе с тем, на саму по себе рекламу электрической системы нагревания IQOS как аэрозольного нагревателя, не содержащую указания на используемые в данной системе нагревания картриджей, содержащих никотин, по мнению ФАС России, не распространяются запреты, установленные пунктом 8 статьи 7 федерального закона «О рекламе»», – резюмирует он.

Теперь, чтобы добиться реакции Генпрокуратуры РФ на действия ФАС РФ, требуется получить ответ главы ФАС РФ. В этой связи направлено обращение на имя Игоря Артемьева: «Коза» настаивает, что сообщения «У нас можно приобрести IQOS», «Здесь продаются стики для IQOS» является рекламой табачной продукции. А значит это нарушение. Которое не удается пресечь, возможно, по причине коррупционного сговора руководства ФАС России и табачной корпорации.

Поддержите наше СМИ любой посильной для вас суммой – один раз, или оформив подписку с помощью онлайн-кассы. Став подписчиком KozaPress, вы будете поддерживать стабильную работу издания, внося личный вклад в защиту свободы слова.

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В комментируемой статье установлены и регламентированы запреты рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака. Федеральный закон «Об ограничении курения табака» содержал лишь часть данных запретов, о чем подробнее сказано ниже. Комментируемой статьей введены запреты на стимулирование продажи табачных изделий и спонсорства. Такое регулирование соответствует положениям ст. 13 «Реклама, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий» Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, согласно п. 1 которой Стороны признают, что полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий.

Часть 1 комментируемой статьи соответственно указанной статье Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака устанавливает, что в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака;

2) спонсорство табака.

Понятие рекламы определено в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Спонсорство табака согласно определению, данному в п. 5 ч. 1 ст. 5 комментируемого Закона, — это любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.

В отношении же стимулирования продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи непосредственно перечислены следующие действия, которые представляют особо такое стимулирование:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в т.ч. в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в т.ч. посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в т.ч. лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в т.ч. организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.

2. В части 2 комментируемой статьи установлены запреты:

демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах публичного исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и любого другого использования указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.

Согласно данной норме исключение составляют лишь случаи, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Ранее подобный запрет формулировался менее развернуто в п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об ограничении курения табака»: не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правило демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.

Это правило, которое согласно ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона вступает в силу с 1 июня 2014 г., заключается в возложении на вещателя или организатора демонстрации обязанности обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

Понятие социальной рекламы определено в п. 11 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

4. В части 4 комментируемой статьи установлен случай, когда допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в средствах массовой информации. В соответствии с данной нормой такая демонстрация допускается при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма при проведении информационных кампаний. Информирование органами государственной власти и органами местного самоуправления населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации предусмотрено частью 6 ст. 15 комментируемого Закона. Как говорилось в комментарии к указанной статье, под средством массовой информации согласно определению, данному в ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Читайте так же:  Где оформить льготу на проезд пенсионеру

5. Часть 5 комментируемой статьи, регламентируя осуществление запрета рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей отсылает к законодательству РФ о рекламе. По сути, такая же отсылочная норма ранее содержалась в ст. 5 Федерального закона «Об ограничении курения табака», предусматривавшей, что реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Осуществление рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей регламентировано статьей 23 Федерального закона «О рекламе», согласно ч. 1 которой реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т.ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:

1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т.ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:

1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от таких сооружений.

Статья 23 Федерального закона «О рекламе» также предусматривает следующее:

реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (рекламного пространства) (ч. 3);

проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы (ч. 4).

Закон о запрете рекламы табачных изделий

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Часть 3 статьи 16 вступает в силу с 1 июня 2014 г.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Читайте так же:  Пришла повестка на работу из военкомата

5. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

О рекламе табака после 1 июня 2013 г. см. письмо ФАС России от 17 мая 2013 г. N АК/19228/13

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

>
Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий.
Содержание
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Министерство здравоохранения России подготовило антитабачную концепцию, рассчитанную до 2022 года. Один из самых революционных ее пунктов — запрет на продажу табака людям, родившимся в 2015 году и позже, даже после достижения ими совершеннолетия. Он может начать действовать в 2033 году.

Борьба с курением стала борьбой с курильщиками?

Основная цель концепции — снижение к 2025 году распространенности потребления табака среди населения до 25%. По данным Минздрава РФ, из-за курения женщины в среднем теряют больше пяти лет жизни, а мужчины — все девять.

Новая концепция еще сильнее ужесточает отношение к курильщикам. Документ предполагает введение полного запрета на курение табака в коммунальных квартирах, на всех видах автомобильного общественного транспорта, при оказании услуг по междугородным и международным перевозкам пассажиров, на остановках общественного транспорта и на расстоянии 3 м от них. Запрет распространяется и на курение в присутствии лиц, возражающих против курения табака, вне зависимости от типа помещения. Даже если это ваша собственная квартира, передают Известия.

В случае если концепцию Минздрава одобрят и примут, будет также введен запрет на производство, ввоз и обращение некурительных табачных изделий.

Напомним, ранее эксперты подвели итоги действия антитабачного закона. Выяснилось, что он повлиял на мужчин — курильщиков стало меньше на 34 процента, а вот на женщин — нет. Количество курильщиц выросло с 8,4% в 2003 году до 13,6% в 2013 году.

Самыми действенными мерами в борьбе с вредной привычкой эксперты считают повышение акцизов, отсутствие рекламы и запрет на поштучную продажу сигарет.

— Акцизы в этом отношении являются самым действенным фактором влияния не только на стоимость пачки сигарет, но и на покупательную способность населения. Особенно это касается молодого и малоимущего населения, — цитирует директора центра, главного специалиста по профилактической медицине Минздрава РФ Сергея Бойцова ТАСС.

Женщин к курению приучили на западе, говорят специалисты. Сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина уверена: во всем виновата реклама.

— В Советском Союзе распространенность курения была семь процентов, очень мало женщин курило из-за отсутствия рекламы. Как только пришли профессиональные табачные компании в страну, они, конечно же, организовали серьезные рекламные кампании. Поскольку мужчины и так очень много курили, рекламу табачной индустрии стали ориентировать на женщин. В рекламе табака превалирует розовый цвет, бантики, стразы и красивые модели. Постепенно все это действовало и доросло до такого уровня, — рассказала она Правде.Ру.

Западный капитал через культурные стереотипы, прежде всего, кино, литературу и телевидение (но не обязательно — достаточно вспомнить мужчин на картинах французских импрессионистов), сумел навязать потребителям всего мира идею о фактической безальтернативности курения. Даже в Рабоче-крестьянской Красной армии и позднее в Советской армии военнослужащим полагалось табачное довольствие (где-то оно выдавалось папиросами, а где-то наличными деньгами, но обязательно при условии доступа военнослужащих к табачным изделиям).

Людей приучали к табакокурению помимо их активной воли — или через активную рекламу империалистических монополий, или через псевдобесплатную выдачу табачных изделий в СССР и других странах народной демократии.

По меркам Всемирной организации здравоохранения, между прочим, специализированного органа ООН, никотиновая зависимость — серьезная болезнь.

Читайте подробнее в материале: Акцизы на никотин: Деньги не пахнут?

1. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:

1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

2. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:

1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

3. Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Закон о запрете рекламы табачных изделий
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here